13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово после молебна у памятного знака на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба под Смоленском, 29. 08. 2015
СЛОВО ПОСЛЕ МОЛЕБНА У ПАМЯТНОГО ЗНАКА НА
МЕСТЕ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СВЯТОГО
БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ГЛЕБА ПОД СМОЛЕНСКОМ
29. 08. 2015
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Исидор1! Уважаемый Алексей Владимирович2, губернатор Смоленской земли! Дорогие отцы, братья и сестры!
1 Митр. Смоленский и Рославльский.
2 Островский А. В.
327
Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — с освящением этого особого места, связанного с самым началом христианской истории Руси. В этом году мы празднуем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя нашего, а также 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей — Бориса и Глеба. На месте, где погиб Глеб, мы и совершили сейчас краткую молитву, вспоминая его подвиг.
В чем заключался подвиг страстотерпцев? Со словом «подвиг» мы связываем обычно героические деяния: сопротивление врагу, победу в сражении, в конце концов, мученическую кончину. Почему же страстотерпческая кончина является подвигом? Обычные победы всегда овеяны славой. Тот, кто идет на смерть, защищая Отечество, защищая веру, защищая свой дом, знает, что это доброе дело всегда будут помнить. Так уж повелось, что героизм является одной из высочайших добродетелей. Но кто же такой страстотерпец? Глеб ведь не победил в битве и не прославился своими деяниями. Он просто склонил голову перед убийцей. Кто-то может сказать: «Так ведь это слабость! Какой же это подвиг? Здесь, на Смядыни, Глеб должен был дать бой тем, кого послал его окаянный брат». Но он, как и его брат Борис, не сделал этого. . .
Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воинами, людьми мужественными и сильными. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнется междоусобица, начнется тяжкая борьба за киевский престол и сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя Русь на какое-то время из междоусобной брани. И мы знаем, что возмездие все-таки придет: старший брат, Святополк, погибнет, и в Киеве воцарится другой брат — Ярослав, получивший прозвище Мудрый.
Ученые пытаются ответить на вопрос: почему князь Владимир крестил Русь и почему принял Православие? Многие склонны видеть в этом поступке только проявление мудрости и прагматизма, не что иное, как политический ход: мол, выгодно было киевскому князю принять христианство и породниться с византийским двором. Это глубочайшее заблуждение. Князь Владимир не просто сделал выбор в пользу дружбы
328
с Византией — он принял Христа. Мы знаем, что он изменился до неузнаваемости: ничего не осталось от того разгульного князя, который поражал своей жестокостью и распутством. Владимир стал особенным человеком, и народ прозвал его Красным Солнышком. И доказательством глубокой духовной перемены, которая произошла во Владимире, явилась страстотерпческая кончина его сыновей. Христианство было принято всерьез, и не в связи с прагматическими соображениями. То был духовный выбор князя Владимира, его семьи, а впоследствии и всего нашего народа. И замечательно, что первыми русскими святыми стали страстотерпцы, которые засвидетельствовали перед всей историей, в том числе и перед нами — их далекими наследниками, что выбор был принят всем сердцем и всем умом и что христианство вошло в плоть и кровь нашего народа.
Вот почему мы должны хранить веру православную как величайшую святыню, как мудрый выбор князя Владимира, открывшего особую историческую дорогу для нашего народа, для всей Руси. И сегодня, когда перед нами встают многие различные искушения и соблазны, в том числе и мировоззренческие, мы не можем изменить историческому выбору нашего народа, запечатленному кровью святых братьев Бориса и Глеба.
Я очень рад снова быть на Смоленской земле. Все очень изменилось здесь, на Смядыни, — как и Смоленск на глазах меняется в лучшую сторону. Дай Бог, чтобы все это продолжалось, чтобы замечательная Смоленская земля в полной мере расцвела — и совершенно особенной, поэтической красотой своего пейзажа, и рукотворной красотой, которая есть не что иное, как результат человеческих талантов и человеческого труда. Да приклонит Господь милость Свою к земле Смоленской, ко граду Смоленску и ко всем вам, мои дорогие! В память о посещении этого места я хотел бы передать для храма икону Богородицы «Всех скорбящих Радость». Это место связано со скорбью, но Царица Небесная принимает к сердцу всех, кто скорбят, и возносит о них Свои молитвы пред Богом. Пусть этот образ всегда пребывает в храме на Смядыни. А каждому, кто сегодня здесь присутствовал, я хотел бы передать небольшую иконочку с изображением князя Владимира и патриаршим благословением. Храни вас Господь!
329
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.