Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 11-ю по Пятидесятнице в Николо-Пешношском монастыре пос. Лугового Дмитровского района Московской обл., 24. 08. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 11-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ В НИКОЛО-
ПЕШНОШСКОМ МОНАСТЫРЕ пос. ЛУГОВОГО
ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛ.

24. 08. 2014

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства2! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с замечательным событием: мы совершили первую в истории патриаршую Божественную литургию в возрожденном Николо-Пешношском монастыре, который предстал пред нами своими дивными красками, дивными архитектурными формами. Листая специально изданный по случаю этого события альбом, я сравнивал то, что было в дореволюционное время, до закрытия монастыря (не говоря уже о том разорении, которое имело место в послереволюционные годы), с тем, что мы видим сейчас. Сравнить невозможно, потому что сия первозданная красота засверкала теперь

1 Митр. Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии.

2 Архиеп. Можайский Григорий; епп. Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Балашихинский Николай, Зарайский Константин.

324

 

 

новыми красками, — в то далекое время таких технологий не было. А сегодня с огромной любовью, с огромным вниманием к этому дивному архитектурному памятнику все восстановлено так, как было изначально. Даже весьма известный в истории архитектуры Никольский собор Пешношского монастыря, замечательный памятник архитектуры XV — начала XVI века, предстал ныне в своем первозданном виде. Ведь еще в дореволюционные времена разного рода надстройки и не совсем разумные благоукрашения скрывали от людей первозданную красоту этого храма.

Все, что совершается сегодня на нашей земле, — восстановление церквей и монастырей, строительство новых храмов, — совершается не только для того, чтобы люди могли порадоваться красоте сооружений, постичь культуру и духовную жизнь своих предков, осмыслить связь времен, осознать себя причастниками величайшей духовно-культурной традиции нашего народа, но в первую очередь для того, чтобы открыть людям дорогу к спасению. Спасение есть жизнь вечная, но не только за гробом. Спасение есть правильная, разумная, счастливая жизнь на земле, когда человек возвышается над своими страстями, над ненужными потребностями. Как много сил мы тратим на то, чтобы обрести нечто не имеющее отношения к нашему счастью, к нашему благополучию! Нередко мы приносим в жертву этим устремлениям наше физическое и нравственное здоровье, состояние нашего ума, воли и чувств. Что же тогда говорить о Царствии Божием? Можем ли мы войти в него с нераскаянными грехами, со злобой на ближних и дальних, с гневом и раздражительностью, в плотской нечистоте?

Наверное, кто-то спросит: как же можно спастись? Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18, 23-35) дает каждому из нас ключ к спасению. И у того, кто вовлечен в круговерть повседневной жизни, и у того, кто помрачил сознание, волю, осквернил свои чувства, есть в руках этот ключ к спасению.

Уподобилось Царствие Небесное царю, который простил своему рабу огромный долг — десять тысяч талантов, как мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея. Это огромное состояние — наверное, на такую сумму можно было бы два Пешношских монастыря отреставрировать. И вот пришел раб к царю и стал просить: прости меня. Упал в ноги, умоляет, — и простил царь. И, как вы сегодня слышали, вышел этот человек на улицу, встретил товарища, который задолжал ему сто динариев (сумма небольшая), схватил его и стал душить, говоря: отдай. Тот упал

325

 

 

на колени, просит: потерпи, пока нет возможности. И тогда он отдал товарища в долговую тюрьму, чтобы его там истязали, пока не вернет долг. Когда же царь об этом узнал, он призвал к себе раба, которому простил огромное состояние, и отдал его в руки истязателей. Наверное, этот раб негодный никогда не смог бы вернуть деньги, так что истязатели довели его до смерти.

Эта удивительная притча говорит нам о том, что прощение имеет некое мистическое значение, превосходящее человеческий разум. Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: уподобилось Царствие Небесное. . . царю (Мф. 18, 23). Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». Я предложил бы эту короткую фразу: «Прощай, и будешь прощен» — написать крупными буквами и разместить у себя в комнате так, чтобы каждый день ее видеть. А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». «Оставь» означает, что они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Те самые пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (Мф. 17, 21), а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится. Хоть лоб разбей, хоть сутками молись, — Царствие Небесное будет для тебя затворено.

Святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что, чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи стираются из книги жизни и не будут представлены на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социологической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта.

Кто-то скажет: так ведь на этом фоне будут и преступления совершаться, и люди злые будут торжествовать. Но ведь никто не призывает позволять людям с преступными наклонностями творить зло за счет

326

 

 

того, что мы готовы их простить. Если государство будет прощать всех преступников, жизнь превратится в ад. Речь о другом. Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки — вот слова христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях — мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи. И чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Будем жить по этому закону. Это очень непросто, потому что много скорбей мы принимаем от людей. Но помните: всякий раз, когда вы простили человека, всякий раз, когда вы помолились за своего обидчика, вы исполнили то, что Господь нам велит. А Он готов нам простить десять тысяч талантов, готов простить всю скверну нашей жизни, — тем более что скверна эта уже искуплена Его кровью, — если мы сто динариев простим нашим ближним. Да поможет Господь каждому из нас понять эту величайшую страницу Божественного Откровения, которая способна сделать человека счастливым на земле и открыть перед ним двери Царствия Божия!


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.