13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 1. 01. 2012
СЛОВА В ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ И В ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
СЛОВО В НЕДЕЛЮ 29-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПРЕД
РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ, В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
1. 01. 2012
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с Неделей святых отец и с наступившим Новым годом!
Неделя, посвященная отцам, — тем, кто предшествовали Христу Спасителю по плоти, — обращает наше внимание на очень важную тему — тему смены поколений, тему движения исторического времени. Наверное, замечательно, что эта Неделя совпала с первым днем нового года, потому что переход символической линии, которая отделяет один год от другого, заставляет задуматься о течении времени даже тех, кому несвойственно задумываться о вещах, не связанных с их повседневной жизнью, — когда бьют куранты и когда перелистывается страница календаря, открывающая новое лето благости Господней. . .
Смысл времени и смысл истории — это великие смыслы. Проникая в них, человек, реально мыслящий, способный оторваться от стереотипов, навязанных извне, не может не соприкоснуться мыслью своей с вечностью, с Богом. Сегодняшнее совпадение двух событий дает нам возможность поразмышлять о том, что же является смыслом истории.
1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепп. Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митр.); епп. Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай.
3
Мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея перечисление имен 42 поколений (Мф. 1), предшествовавших Христу Спасителю. А в Послании к Евреям апостол Павел говорит о вере, — о вере праотцов и отцов, о вере Авраама, Исаака и Иакова, о вере Моисея, о вере Иосифа, о вере Гедеона и Барака, о вере Самсона и Иеффая, Давида и Самуила (Евр. 11). Это соединение двух чтений помогает понять, что в их центре не просто смена человеческих имен, а нечто куда большее, потому что благодаря этим личностям и этим именам хранилась и передавалась из поколения в поколение истинная вера в Бога. И именно потому мы вспоминаем этих святых мужей, предшествовавших Господу, называемых праотцами и отцами, что они были отцами не только по плоти, но и по духу, храня веру в истинного Бога и передавая ее из поколения в поколение.
Если взглянуть на общую, или, как она называется в науке, гражданскую, историю, то в ней нет ничего подобного. Вся эта история связана с великими именами правителей, полководцев, вся она связана с борьбой, и высшей ценностью этого исторического процесса является успех, по-разному понимаемый и по-разному претворяемый в жизни, — будь то успех личности, успех страны или целой империи.
Вся человеческая история соткана из побед и поражений во имя человеческого успеха. История, которой принадлежали святые праотцы и святые отцы, — это история хранения веры, и она называется иначе, — она именуется Священной историей. Но если кто-то подумает, что существуют две параллельные истории — история Священная и история общая, гражданская, — то он ошибается. Разница между ними только в том, что ценности человеческой истории не являются ценностями Священной истории, в которой не идет речи об успехах, не возвышаются человеческие личности в зависимости от того, сколько земель они завоевали или какое могущественное государство построили.
Священная история вплетена в историю человеческого рода. Один и тот же человек может быть героем и одной, и другой истории. Если героями общечеловеческой истории являются те, кто были успешными, то в Священной истории мы поклоняемся тем, кто осуществили заветы веры, тем, кого мы называем святыми. Святые — подлинные герои Священной истории.
Нередко бывало и так, что герои Священной истории становились героями и истории общей. Мы знаем их имена на примере Руси: мужественные защитники и собиратели земли нашей одновременно были
4
благоверными князьями, а нередко, принимая схиму в конце жизни, — и схимонахами. Так Священная история не только переплеталась с историей общей, но и проникала в нее, и тогда достигался самый большой успех. Бог споспешествовал трудам святых, которые с Его именем на устах творили земную историю. Мы знаем их победы, их подвиги, их человеческий успех, — но что бы он означал, если бы был оторван от сокровищ и ценностей Священной истории? Только тогда, когда одно проникает в другое, когда Божественное одухотворяет человеческое, и удается достичь тех целей и покорить те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории Священной.
Все эти размышления приводят нас к простому заключению. Что происходит сегодня? Сегодня в этой внешней человеческой истории успех часто достигается греховными и даже преступными способами. И мы знаем, что происходит это потому, что в ткань современной истории все менее вплетается история Священная. Отсюда и роковые ошибки, и заблуждения — и больших и малых, и заметных и совсем незаметных, и сильных и слабых, и богатых и бедных. Сегодняшний день напоминает нам о том, что человек достигает успеха — не только земного, но и того, который является ценностью Священной истории, — только тогда, когда ценности и цели этой истории не перестают быть для него жизненными ценностями.
В первый день нового года мы молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея, о всей исторической Руси, о том, чтобы народы наши не потеряли способности сохранять ценности Священной истории, ценности веры, ценности святости, включая их в ткань современной жизни. Только тогда мы обретем мир, покой и благоденствие. И никакое разделение историй, чем бы оно ни оправдывалось, не способно помочь человеку достичь подлинных целей и ценностей земного бытия, которые одновременно являются ценностями и Царствия Божия.
Пусть пример святых отцов, память которых мы сегодня почитаем, совпадение памяти этих святых мужей с первым днем високосного 2012 года поможет и нам научиться сопрягать Священную историю с нашей повседневной жизнью. Верим, что тогда Господь приклонит к нам Свою милость, ибо только святость жизни людей и способна по-настоящему — не призрачно, но реально — одухотворить жизнь нынешнего века. Аминь.
5
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.