Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре, 30.04.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
В ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

30.04.2013

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство1! Ваше Высокопреподобие, отец игумен2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня особый день — вторник Страстной седмицы, — когда мы вспоминаем изречения и проповеди Спасителя, которые Он произнес в преддверии Своих страданий и которые были исполнены особой силы и глубочайшего смысла (Мф. 24, 36-26, 2). Сегодняшний день посвящен воспоминанию о тех словах Спасителя, которые свидетельствуют нам о кончине мира, о кончине истории, о Страшном суде, — и слова эти никого не могут оставить безразличными. Если подвести итог всему тому, что мы сегодня услышали в Евангелии, то его можно выразить одним словом, также содержащимся в сегодняшнем чтении: Бодрствуйте'... Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда Господь ваш приидет (Мф. 24,42; 25,13), — говорит нам Слово Божие.

Что же означает «бодрствовать»? Сон имеет огромное значение для поддержания физических сил человека, но ввиду особенностей человеческой психики это отдохновение наступает тогда, когда человек прерывает связь с окружающим его миром, когда он впадает в беспамятство. Сон — это и есть разрыв связи с реальностью. Во сне человек не соприкасается с тем, что его окружает. Он может опосредованно, через сновидения словно сохранять эту связь с миром, но это не реальная связь, это сон, это лишь отображение в нашей памяти и в нашем сознании того, что, может быть, происходило или еще может с нами произойти. Человек спящий не имеет связи с окружающим миром, он уходит от него.

В каком же смысле Господь употребляет слово «бодрствуйте» в сегодняшнем евангельском чтении? Только в одном смысле: если

1 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Воскресенский Савва.

2 Игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря.

280

 

 

во время сна мы теряем связь с окружающим нас миром, то в духовной жизни мы никогда не должны терять связь с Богом. Бодрствуйте' — это предупреждение о том, чтобы мы не впадали в духовную спячку, чтобы не пресекалась наша живая связь с Господом, чтобы мы всегда чувствовали Его присутствие в нашей жизни. А опознается это присутствие через молитву и жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Если же мы впадаем в духовный сон, то нам трудно иметь постоянную связь с Богом.

Есть еще одна аналогия между сном физическим и сном духовным. Иногда нам не спится по ночам, особенно людям пожилого возраста и тем, кто испытывает особые психологические нагрузки. Мы не можем заснуть, и тогда употребляем снотворные средства, которые искусственно вводят нас в состояние сна, чтобы психика пришла в норму, нервы пришли в уравновешенное состояние, столь необходимое для нашей жизнедеятельности.

А что сказать о духовном сне, который характеризуется разрывом нашей связи с Богом? Точно так же существуют «снотворные средства», которые вводят нас в состояние духовного сна: это множество соблазнов, которые несет нам мир, — тот самый, что лежит во зле (1 Ин. 5,19). Всякое отвлечение нашего сознания, нашей мысли от Бога, всякое нарушение нашей внутренней молитвенной жизни — и есть то «снотворное», которое нередко подается нам через средства массовой информации, через литературу, кинематограф, через образ жизни, через моду, через ложные ценности. Когда мы отвращаем свой взор от Бога, мы впадаем в духовное беспамятство, в духовный сон, и страшно, если смерть застанет нас в таком состоянии.

Что же делать для того, чтобы не спать? Нужно укреплять себя в молитве, чтобы постоянно чувствовать связь с Господом и жить в соответствии с Его заповедями, чтобы стяжать духовный потенциал, способный разрядиться величайшей энергией, вводящей нас в Царствие Небесное. Образ этой энергии так замечательно явлен в сегодняшней притче: это масло, которое мудрые девы влили в свои светильники, а немудрые влить не сумели, и когда они зажгли свои светильники, чтобы встретить жениха, светильники, не имеющие масла, то есть не имеющие духовной жизненной энергии, погасли (Мф. 25,1-13).

281

 

 

Мы призваны аккумулировать эту энергию, чтобы горели наши светильники, чтобы мы не впадали в духовный сон и сохраняли связь с Богом, которая лишь усиливается и раскрывается в полной мере после нашей физической кончины.

Завершая сегодняшнее евангельское чтение очень простыми словами, которые понятны каждому человеку — и младенцу, и старику, и образованному, и необразованному, — Господь говорит о Страшном суде, рассказывая о том, что будет причиной нашего осуждения: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 42-43). Если мы исполняем простую заповедь любви к ближним, когда скорби и болезни других людей становятся нашими скорбями и болезнями, то, живя по Божией заповеди, мы накапливаем ту самую энергию, которая не исчезает с нашей смертью, но вводит нас в вечное и Божественное Царство.

Сегодня Господь учит нас через Свое Слово великим непреходящим истинам, которые определяют полноту жизни и вечное спасение. Сохраним в памяти те слова, которые мы услышали сегодня за Божественной литургией, и постараемся никогда не засыпать в нашей духовной жизни, но бодрствовать, ибо не знаем ни времени, ни часа, когда Господь наш придет! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.