Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в канун Великого Вторника в соборном храме ИоанноПредтеченского ставропигиального женского монастыря, 29.04.2013

СЛОВО В КАНУН ВЕЛИКОГО ВТОРНИКА В СОБОРНОМ
ХРАМЕ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

29.04.2013

Всех вас, дорогие отцы, матушка игумения1, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великим Вторником!

В этот день читаются фрагменты Евангелия, которые посвящены особым поучениям Господа и Спасителя (Мф. 22, 15-23, 39). Войдя в Иерусалим в преддверии Своих страданий, Он каждый вечер уединялся со Своими учениками-апостолами, а днем посещал храм и проповедовал. Слова Спасителя в это время были исполнены особой силы: Он обличал грехи книжников и фарисеев так, как никогда ранее,

1 Игумения Афанасия (Грошева), настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря.

277

 

 

и проповедовал о пришествии Царствия Божия, о последних временах и о Суде.

Каждое из слов Спасителя имеет прямое отношение к жизни любого человека вне зависимости от того, в какой стране и в какое время он живет. Ведь то, что было сказано тогда в Иерусалиме, относилось не только к книжникам и фарисеям, не только к иудейскому обществу того времени. Если бы это было так, то слова Спасителя не дошли бы до нас. Все, что имеет временное, преходящее значение, теряется в истории. Но сказанное Спасителем дошло до нас, людей, живущих в XXI веке, именно потому, что в этих словах запечатлена вечная Божественная истина.

То, что мы слышали сегодня в евангельском чтении, также имеет непосредственное отношение ко всем нам. Господь осуждает лицемерие книжников и фарисеев, то есть тех самых людей, которые считали себя святыми, в наибольшей степени угодившими Богу. Эти люди тщательно исполняли все внешние предписания, связанные с ветхозаветной религией, и гордились этим, полагая, что именно внешние предписания и их исполнение спасают человека.

Совершенно не случайно в том же евангельском повествовании, где Господь осуждает фарисеев за их лицемерие, есть и ответ на вопрос о том, какая из заповедей самая большая (Мф. 22, 36). Господь не говорит о том, что почиталось среди фарисеев наиболее значимым. Он говорит о том, что было забыто ими, как и многими другими людьми. Он говорит о том, что наибольшей заповедью есть любовь к Богу, а второй, подобной ей, — любовь к ближнему. Наверное, эти слова были малопонятными для тех, кто окружал Спасителя, потому что все это слишком расходилось с образом жизни людей религиозных, посещавших храм, которые вслед за своими учителями все свое внимание обращали на внешнюю, ритуальную сторону религиозной жизни.

Прошли тысячелетия, но то, в чем Господь обличал фарисеев, продолжает существовать и ныне, в том числе и среди верующих людей. Иногда, пытаясь исполнять внешние предписания, связанные с богослужением, с постами, мы забываем о самом главном — о том, что в результате молитвы, в результате участия в богослужениях, в результате поста мы должны внутренне измениться, стать ближе к Богу, научиться лучше видеть и понимать скорби окружающих нас людей, и если не хватает сил

278

 

 

на то, чтобы любить ближнего, как говорит об этом Господь, то по крайней мере проявлять доброту к ближним своим.

Если я не имею любви, — говорит апостол Павел, — то я— медь звенящая или кимвал бряцающий (1 Кор. 13, 1), то есть пустой человек, у которого в сердце нет доброты к другим людям. Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что оно помогает человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Бывает лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного Устава, мы идем в церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Это напряжение сил помогает нам приблизиться к Господу, потому что мы стараемся быть ближе к Нему. То же касается и поста. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну-единственную цель — изменение внутреннего состояния человека; исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться.

Но если при этом наша религиозная жизнь не сопровождается совершением добрых дел, если в сердце мы не чувствуем любви и расположения к людям, если мы проявляем черствость и к ближним, и к дальним, значит, мы повторяем грех фарисеев.

Весь Великий пост, собственно говоря, и был направлен на то, чтобы помочь нам разобраться в самих себе, в своих слабостях, пороках, заблуждениях. И многим это удалось. Посещая храм Божий, читая Священное Писание, питаясь только постной пищей, мы в значительной степени мобилизовали свои внутренние силы для борьбы с грехом.

А у кого-то, может быть, ничего не получилось... Остается буквально несколько дней до праздника Святой Пасхи, и если кто-то еще чувствует тяжесть на сердце от нераскаянного греха, раздражение, злобу, то необходимо, по крайней мере в эти дни, постараться изменить свое умонастроение, проникнуться той великой мыслью, которую сегодня через Евангелие каждый мог усвоить: наибольшая заповедь — это любить Бога, и вторая, подобная ей, — возлюбить ближнего своего. И да поможет нам Господь, проникаясь глубинными смыслами, присутствующими в Слове Божием, восходить от силы в силу (Пс. 83, 8), препобеждая свои слабости и пороки и стремясь преобразовать внутреннее состояние своей души в соответствии с Божиим законом и Его заповедями! Аминь.

279


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.