13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, в храме Преображения Господня в Богородском г. Москвы, 31.03.2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА
ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО, В ХРАМЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
ГОСПОДНЯ В БОГОРОДСКОМ г. МОСКВЫ
31.03.2013
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Николай Викторович2! Дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы всех вас сердечно поздравить со вторым воскресным днем Великого поста.
Этот день посвящен памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, жившего в далеком XIV веке и оставившего очень глубокий след в аскетической мысли и богословии Православной Церкви.
В день, когда мы совершаем память святителя Григория, читалось Евангелие воскресного дня об исцелении расслабленного (Мк. 2,1-12). И вот на что я хотел бы обратить внимание в этом повествовании: что означает «расслабленный», что такое вообще «больной человек»?
Замысел Бога о людях заключался в том, чтобы все были здоровы. Болезнь есть некое внутреннее разрушение человеческого организма, нарушение порядка, который был Богом определен и заложен в природу человека. Причина болезней в роде человеческом несомненно связана с грехом, то есть с отказом человека жить по Божиему плану, по Божиему замыслу, по Божиему закону. Это не значит, что каждое заболевание — от насморка до самой тяжелой болезни — непременно является результатом какого-то греха. Так думать не следует. Но результатом греха является болезнь как явление. Беспорядок в физическом теле человека есть результат беспорядка в душе человеческой, результат разрыва между Богом и человеком. Человечество пошло не по тому пути, цивилизационная дорога оказалась искривленной, а потому все пошло не так, — вот и болезни стали разрушать человеческое тело.
1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Томский и Асиновский Ростислав, Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиеп. Филарет (Карагодин); епп. Солнечногорский Сергий, ОреховоЗуевский Пантелеймон.
2 Ломакин Н. В., префект Восточного административного округа г. Москвы.
258
Действительно, образ расслабленного, дезинтегрированного человека, лишенного целостности, потерявшего богозданную красоту своей природы, — это как бы видимый образ греха. Не личного — еще раз повторяю — греха, а греха, начавшегося с Адама и умножавшегося в каждой человеческой личности настолько, что в какой-то момент род человеческий был, как мы знаем, смыт водой Всемирного потопа (Быт. 7,10-12). Но и это не остановило людей, так что и после потопа инерция греха продолжала приводить ко все новым и новым тяжким последствиям.
Господь, обращаясь к расслабленному, говорит: Прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5). Конечно, Он имеет в виду не только личные грехи этого человека, которые, несомненно, присутствовали в его жизни, но Он говорит: «Ты освобождаешься от греховных последствий развития человеческого рода, в этот момент с тебя снимается печать наказания в виде болезни».
Все присутствующие были крайне удивлены: Кто же может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2, 7). Спаситель не стал убеждать их в том, что Он — Сын Божий, что Он единосущен Отцу, что Он имеет право прощать грехи, потому что действительно только Бог прощает их. Он сказал нечто иное, но очень понятное людям. А что означают Его слова: Возьми свою постель и ходи (Мк. 2, 9)? Может ли так сказать парализованному тот, кто не имеет права прощать грехи? Вот логика ответа Спасителя. Он не дожидается никакого ответа, а тут же говорит: Возьми постель твою и иди (Мк. 2,11). И встал расслабленный, как будто и не было никакой болезни, и пошел. И все это разрушение целостности организма, весь беспорядок во внутреннем состоянии тела — все прошло, и тело наполнилось силой. Откуда же эта сила, способная восстановить разрушенный человеческий организм и снова объединить то, что разъединено в человеческой природе? Внутри человеческого организма таких сил нет. Достаточно спросить любого медика, и он скажет: «Полного паралича тела человек силой своего организма преодолеть не может; нужна какая-то особенная сила воздействия извне». И мы знаем, что в данном случае этой силой была благодать Божия.
Есть раздел физики, который называется термодинамикой. Второй закон термодинамики предполагает нарастание в мире, в космосе так называемой энтропии. Что же такое энтропия? Это разрушение, это хаос, это нарастание беспорядка; и ученые твердо доказали, что всякая
259
система стремится к такому разрушению. К примеру, крепкое, устойчивое здание, за которым никто не присматривает, через какое-то время начинает разрушаться. В чем же дело? Оно «запрограммировано» на разрушение, и, если 200,300 или 500 лет на это здание никто не будет обращать внимания, от него останется только холм — все будет разрушено. Каждый из нас это знает. Каждый знает, во что превращается дом, если за ним не ухаживать. Каждый знает, во что превращается наш организм, если его не лечить. Каждый знает, во что превращается окружающий мир, если не заботиться о нем. Значит, для сохранения жизни нужно некое энергетическое влияние извне.
И таким влиянием в случае с евангельским расслабленным была Божественная энергия. Разрушающаяся жизненная система, неспособная к самовосстановлению, получила мощный энергетический заряд, — и встал расслабленный, взял постель свою и пошел в дом свой.
Как все это связано с сегодняшним воскресным днем, со святителем Паламой, архиепископом Фессалоникийским? Связано непосредственно: святитель, будучи афонским монахом, человеком, прошедшим школу внутреннего духовного делания, молитвой стяжал особую благодать Божию. Размышляя о Фаворском свете — том самом, которым просиял Господь, — он говорил, что это не рукотворный свет. На собственном опыте зная, что такое Божественная энергия, Божественная сила, святитель Григорий сказал, что это не рукотворный свет, а явление Божественной энергии, Божественной благодати, которая отображается на человеке так, как отобразилась она на Богочеловеке Иисусе Христе.
В тот момент, когда расслабленный вставал, на нем была эта Божественная энергия, на него снизошел этот свет. Никто его не видел, но мощный Божественный импульс организовал дезорганизованное, интегрировал разделенное, соединил распадающееся и явил человека здоровым, хотя мгновением ранее он был больным.
Святые афонские подвижники, продолжатели дела святого Григория Паламы, учили о Божественном свете и пытались этот свет привлечь. И удивительно — у них это получалось. Они сидели многие часы, устремив свой внутренний взгляд в область сердца, и читали одну и ту же молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Невозможно часами автоматически повторять одни и те же слова — с ума сойдешь или скучно станет. Но они повторяли их в течение долгого времени, потому что вникали в смысл каждого
260
слова, и не столько проникались рациональным пониманием этих слов, сколько входили через призывание имени Божиего в реальное общение с Господом. Свидетели говорили, что на них отображалась печать Фаворского света, — то были светлые люди.
Печать Фаворского света, Божественной энергии, Божественной благодати отображается и на нас, простых людях. Ведь, вероятно, каждый из вас встречал кого-то, взглянув в глаза которого говорил: «Какой светлый человек! Как с ним хорошо!» Как, наверное, многие из вас встречались и с теми, про которых, взглянув в их глаза, говорили: «Страшный человек!» Внешность человека отображает его внутреннее состояние, и потому не случайно отблеск Фаворского света пребывал на ликах афонских старцев. Их называли исихастами; это греческое слово сохранилось до сих пор и в нашем богословии, и в нашей аскетической практике. А святитель Григорий Палама является носителем этой исихастской традиции. Именно от нее получил свое духовное воспитание преподобный Сергий, — это та же эпоха, XIV век. Многие монастыри на Руси устраивались по законам жизни афонских обителей, вдохновляясь примером святителя Григория Паламы и афонских монахов.
Почему мы говорим об этом во второе воскресенье Великого поста? Потому что пост направлен именно на то, чтобы стяжать Божественную благодать. Мы должны понять, как это важно для преодоления болезни — не только физической, но и духовной, болезни нашей собственной, болезни общества, болезни государства, болезни всего человеческого рода.
Никто, никакая система не может преодолеть энтропию, опираясь на собственный внутренний ресурс. Только Божественная сила, Божественная энергия может предотвратить нарастание энтропии в человеческом роде, его распад и гибель, — всему этому учит нас сегодняшний день. И да поможет нам Господь проникнуть в глубину смысла всего того, о чем мы говорили сегодня, во второе воскресенье Великого поста, и усвоить те великие и столь значимые для спасения мысли, которые донесло до нас за Божественной литургией Слово Божие! Аминь.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Дамиан1, за Ваши труды здесь, в этом храме. Я знаю Вас уже очень давно: мы вместе учились
1 Прот. Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы.
261
в Санкт-Петербургской духовной академии. Помню Вас еще студентом, помню Вашу свадьбу в академическом храме. Радуюсь, что, приехав в град Москву, Вы внесли свой достойный вклад в укрепление церковной жизни, и Преображенский храм в Богородском несет на себе печать Ваших трудов, Ваших забот.
Я хотел бы поблагодарить вместе с Вами и все духовенство, приходской актив за те замечательные дела, которые здесь совершаются. У вас хорошая воскресная школа, вы занимаетесь с молодежью, вы заботитесь о тех, кто в этом нуждается. Вот так и должна действовать православная община. Иногда нам говорят, что все это очень трудно организовать — денег нет, людей нет... Но если есть искреннее желание, если есть готовность идти по пути приобщения людей к Богу, то навстречу выйдет Сам Спаситель. Он протянет руку, Он поведет, — и тогда и люди найдутся, и средства найдутся, и энтузиазм будет, и здоровье будет, которое столь необходимо каждому священнику в осуществлении его трудов. Желаю вам помощи Божией и процветания Спасо-Преображенскому приходу в Богородском. Храни вас Господь!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.