Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 24.03.2013

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ПРАЗДНИК
ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

24.03.2013

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, Церковь отмечает праздник, который именуется Торжеством Православия. А прошлое воскресенье — накануне Великого поста — было посвящено воспоминанию изгнания Адама из рая. С одной стороны, изгнание первых людей из рая, исключение их из общения с Богом, с другой — торжество веры. А между этими двумя событиями — особое время поста, углубленной молитвы, покаяния, размышлений о своей жизни, о своих грехах.

Полагаю, что для многих это было время принятия важных решений: кто-то решил освободиться от дурной привычки, кто-то — принципиально изменить отношения с ближними, с женой, с детьми, с родителями. Кто-то, движимый голосом совести и желанием принести подлинное покаяние пред Господом, принял другие важные решения. Кто-то, может быть, никаких решений не принимал, а просто с сокрушенным сердцем молился Господу о прощении грехов. А кто-то и этого сделать пока не успел... Но еще шесть недель отделяют нас от Пасхи Господней, и за эти шесть недель можно многое сделать.

Эти временные границы — с одной стороны, изгнание Адама из рая, с другой — торжество веры — являются символическими границами человеческой истории, границами человеческого бытия. В самом начале истории человек согрешает против Бога, перестает доверять Богу, перестает верить в то, что закон жизни, предложенный Богом, является правильным законом. Он не доверяет Богу, а потому и теряет послушание Ему (ведь подлинное послушание там, где доверие), — и разрывается связь человека с Богом. Поскольку грех, совершенный первыми людьми, исказил их природу, они уже не могли оставаться в общении с Богом и были удалены от этого общения, образом чего явилось изгнание из рая.

Но Бог не оставил род человеческий. По крайней мере трижды Бог входил в человеческую историю, обращаясь к людям с призывом

254

 

 

восстановить союз с Ним. Первый такой призыв был обращен почти за 2000 лет до Рождества Христова к кочевнику по имени Авраам, из Ура Халдейского, который находился на территории нынешнего Ирака. У Авраама были свои стада, многочисленный скот — человеком он был состоятельным. Но Господь обратился к нему с повелением: Иди в другую землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12,1), — то была земля Ханаанская, нынешняя Палестина.

Несомненно, Авраам был человеком расчетливым, умным. Он понимал, чем грозит дальний переход с имуществом, со скотом через пустыню. Наверное, нормальная (с человеческой точки зрения) реакция на этот призыв была бы примерно такой: «Мне и здесь хорошо: я имею то, что имею, и ни в чем не нуждаюсь. Я не хочу рисковать ни самим собой, ни близкими своими, ни имуществом своим»... Но Авраам слушается Бога и идет в землю Ханаанскую. А там его постигает еще одно испытание: Бог говорит ему: «Принеси Мне в жертву своего единственного сына», то есть единственную надежду, потому что Авраам и жена его были уже в почтенном возрасте. Все обрывалось с гибелью наследника, — для древних людей это было жизненной катастрофой, потому что только в многочадии была сила, только большая семья могла себя оборонять, только она могла себя экономически обеспечить. Но что же делает Авраам? Он слышит Бога и, повинуясь Ему, заносит нож. Однако мы знаем, что Господь удержал его руку (Быт. 22,1-13) и в ответ на верность и послушание Авраама установил с ним завет — союз, обещая ему большое и сильное потомство (Быт. 22,16-17). Авраам совершил обратное тому, что сделал Адам, — он восстановил доверие к Богу, он поверил Ему и послушался Его.

Второй раз Господь входит в человеческую историю, когда обращается к избраннику Своему Моисею и повелевает ему вывести израильский народ из Египта в землю Ханаанскую (Исх. 3,10). В то время народ этот находился в плену и не мог покинуть Египет. Израильтяне были рабами, лишенными своей воли, — над ними была воля фараона. Как же можно было поднять (вопреки воле фараона) многотысячный народ и двинуться через пустыню в землю Ханаанскую? С человеческой точки зрения это опять-таки было безумным поступком — либо фараон уничтожит всех, либо люди сами погибнут в пустыне... Но Моисей слушается Бога. Он принимает Его волю и в полном послушании,

255

 

 

несмотря на огромные риски, совершает то, что Бог повелел ему совершить. И на горе Синай Господь дает Моисею скрижали Завета, Он дает нравственные правила жизни, которыми должен был утверждаться тот самый завет, союз, что установил Он с праотцом Авраамом (Исх. 31,18).

И в третий раз Бог входит в человеческую историю совершенно особым образом. Ни заповеди, ни заветы, ни союзы, которые ранее учредил Господь, не удерживали людей от греха, потому что грех вошел в человеческую природу и действовал в них по принципу наследования. Вина за грех лежала на людях, и, для того чтобы ввести их в подлинное общение с Собой, чтобы открыть людям дорогу для возвращения в рай, Бог посылает в мир Сына Своего, — чтобы Он, безгрешный, жертвой, принесенной Богу, жертвой Голгофской смог искупить грехи человеческие и избавить от вины за грех Адама и за все другие грехи.

Господь совершает эту величайшую миссию и восполняет закон, данный Моисею, великими заповедями, которые поднимают человеческую нравственность на ранее недостижимую высоту, которые открывают Божественную перспективу человеческой жизни. По искупительным заслугам Сына Своего, в ответ на Голгофскую жертву и в ответ на веру и послушание Бог дает всем людям, принимающим этот новый с Ним завет, Божественную благодать, которая способна помочь им исполнять Божественные нравственные заповеди.

Все, что мы знаем о деле спасения, совершаемого Богом в отношении людей, мы черпаем из Божественного Откровения, — Сам Господь сказал нам об этом. Его слова были записаны древними писателями, жившими несколько тысячелетий назад, а затем святыми апостолами, жившими 2000 лет назад. Его слова известны, но в истории было много попыток исказить Божие Откровение, придать ему такой смысл и такое толкование, которые выхолащивали бы саму суть Божественного слова. Мы знаем, что борьба за чистоту Божественного Откровения, за чистоту сохраняемого в человеческом роде Божественного слова была нешуточной. Почти все первое тысячелетие прошло под знаком этой борьбы. Церковь хранила это Откровение, ограждала его от искажений, защищала и передавала последующим поколениям как величайшую драгоценность, которую Бог благоволил вложить в человеческую историю.

256

 

 

Торжество Православия — это праздник, который был учрежден в честь победы над одним из опасных еретических заблуждений — иконоборчеством, или отрицанием иконопочитания. Когда устанавливался этот праздник, многие верили, что никогда более не будет попыток исказить православное вероучение, замутнить смысл Божественных заповедей. Но мы знаем, что эти надежды не оправдались. Наверное, до скончания века (Мф. 28, 20) враг рода человеческого будет смущать умы, будет искушать, будет провоцировать на враждебные Богу действия — от полного неприятия слова Божия до хитроумного его искажения и даже подмены.

Человеческая история наполнена множеством подвигов людей: борьбой с самими собой, борьбой со своими грехами, борьбой за чистоту Православия. И первая седмица Великого поста позволяет нам пусть в малой мере, но прикоснуться к этой истории, — ведь мы тоже многое пережили и многое совершили за эти дни: и молитву, и самоиспытание, и исповедь, и покаяние; а сегодня мы празднуем торжество нашей веры. Верим, что и человеческая история, которая знает все — и отказ от Бога, и героическое хранение веры, и страшные искушения, соблазны, преступления, и величайшие взлеты человеческого духа, и явления святости, — завершится торжеством веры.

Ни на одно мгновение не сомневайтесь в этом! Все пройдет — и беды, и скорби, и конфликты. Все пройдет — и попытки разрушить веру, исказить ее, оторвать людей от Бога, вновь соделать их богоборцами, не принимающими Бога и не желающими Его слушать. Все пройдет, а в завершение истории — торжество веры. Это торжество будет на грани истории и метаистории, начала вхождения Божиего Царства во все творение и преображения тварного мира по закону устроения райской жизни — той самой, которую через грех потеряли люди.

Пусть небольшой опыт духовного поиска, который многие пережили в течение первой седмицы и, я надеюсь, многие обретут в последующие дни Великого поста, откроет нам ви́дение той Божественной перспективы, в конце которой — немеркнущее сияние Божественной славы, причастником которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос. Аминь.

257


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.