Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в храме в честь Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, 21.03.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
НОВОСПАССКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО
МОНАСТЫРЯ

21.03.2013

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Грех проявляет себя во многих пороках, но в некоторых из них он проявляет себя в наиболее полной мере, являя саму свою природу.

237

 

 

Таких пороков три: гордость, злоба и ложь. Диавол, источник зла и греха, совершил грехопадение и перестал быть ангелом Света, денницей, будучи обуян гордыней. Он исполнился зла, а зло противоположно добру, зло возникает и возрастает по мере удаления от Бога. И поскольку он абсолютно отдалился от Бога, то его природа стала злом. Диавол есть ложь (Ин. 8,44), как говорит о нем Священное Писание. Значит, во лжи также в полной мере проявляется сама природа греха.

Порок лжи очень распространен. Святой авва Дорофей, подвижник VII века, говорит о трех видах лжи. «Иной лжет в мыслях, — говорит старец, — иной — в словах, а иной — всей своей жизнью». Это означает, что ложь действует на трех уровнях: уровне мысли, уровне слова и уровне действия.

Когда человек живет лживыми мыслями, когда в глубине души он сознает, что его мысли ложны, но он не может их оставить, тогда речь идет об умственной лжи. У этой лжи есть и другое название — заблуждение. Человек питается ложными идеями. В какой-то момент он может даже начать верить в них, но сомнения все равно будут присутствовать, и в глубине души человек, даже громогласно исповедуя ложную идею, будет сомневаться в том, что это истина.

Ложь на уровне слова весьма опасна, потому что она передает лживые идеи в общественное пространство. Человек заражается ложью через слова, и мы знаем, сколько страданий роду человеческому принесла ложь, которая была усвоена массами людей. Такая ложь приводит к войнам, к конфликтам, к страданиям, к смерти.

И наконец, ложь в действии — это то, что видимым образом распространяет диавольское начало в мире. Человек, совершающий дела лжи, продолжает дело отца тьмы.

Как же можно преодолеть ложь? Ведь иногда мы используем ложь в шутку, говоря небылицы: иногда — превознося самих себя (такая ложь называется бахвальством или хвастовством); а иногда ложью наносим удары по другим людям (такая ложь называется клеветой).

Святой египетский подвижник IV века авва Исаия сказал: «Ложь изгоняет страх Божий». А святой преподобный Иоанн Лествичник, словно продолжая эту мысль, утверждал, что страх Божий можно стяжать, только побеждая ложь. Значит, есть какая-то внутренняя связь между страхом Божиим и ложью. И эта связь очевидна, потому что Бог есть истина. Я есть истина (Ин. 14, 6), — говорит Господь. А диавол есть

238

 

 

ложь. И если мы слышим и слушаем голос Божий, если мы усваиваем то, к чему Господь призывает нас, то нарушение Божественных законов в нашем сердце порождает страх — страх перед Богом. И страх не только наказания, как говорит Василий Великий, но и страх обидеть того, кого любишь, страх быть отлученным от общения с Господом.

Ложь убивает страх Божий. Чем больше лжи в личной, семейной, общественной жизни, в жизни человеческой цивилизации, тем меньше Божиего страха. Мы можем делать точные «замеры» состояния человеческого общества по тому, сохраняется в сердцах людей Божий страх или нет. Если страх исчезает, значит, общество погружается в ложь.

Ну, а как же освободиться от лжи? Для каждого христианина совершение дел лжи, произнесение ложных слов совершенно однозначно является предательством по отношению к Богу, Который призывает нас совсем к иному. Будучи Истиной, Он призывает нас быть носителями этой Истины. Всякий раз, когда мы употребляем лживые слова, или когда в наше сознание закрадываются лживые мысли, или когда мы хотим совершить дело лжи, мы должны помнить о Божием Суде. Мы должны воспитывать в себе страх Божий, мы должны контролировать и наши мысли, и наши слова, и наши поступки. Такой постоянный контроль над своим внутренним состоянием, над словами, которые мы произносим, и над делами, которые мы совершаем, и может помочь нам остановиться в тот момент, когда кажется, что нужно сказать неправду.

Иногда возникает вопрос: а можно ли избежать лжи? Святые отцы проводят некоторую границу, различие между ложью, которая сказана из страха смерти, ложью, которая сказана по принуждению, и ложью, которая говорится сознательно и в первую очередь для того, чтобы нанести непоправимый ущерб другому человеку. Каждая ложь является грехом, но в большей мере та, которая связывается с другим пороком, проистекающим из лжи, — двоедушием, лицемерием, лестью.

Лживый человек словно живет двумя жизнями — своей внутренней жизнью, своими мыслями, и другой жизнью, как неким «фасадом» обращенной к людям. Такое двоедушие чрезвычайно опасно для внутреннего духовного состояния человека: оно разрушает целостность человеческой личности, ослабляет человека, делает его уязвимым, подверженным многим порокам.

Но лицемерие опасно не только тем, что разрушает внутреннюю целостность, — лицемерие порождает ответную реакцию окружающих

239

 

 

людей, формируя недоверие к тому, кто говорит ложь. А недоверие разрушает здоровую ткань человеческих отношений. Если нет доверия, то многого сделать нельзя. Нет доверия — невозможно построить семью; нет доверия — нельзя сохранить добрые отношения между родителями и детьми; нет доверия — невозможно устроить гармоничные общественные отношения; нет доверия — невозможно сохранить мир между странами и народами. И если лицемерие разрушает доверие, то тем самым оно вызывает встречную реакцию — подозрительность, которая в любой момент может привести к агрессивным действиям, направленным на то, чтобы упредить возможные опасные действия лжеца и лицемера.

Вот так ложь, отцом которой является диавол, разрушает бытие, разрушает человеческие отношения, разрушает человеческую личность. Справиться с этим грехом мы можем, усилив контроль над своими мыслями, своими словами и своими поступками. Но иногда бывают ситуации, когда тяжело и даже невозможно сказать правду. Не всегда можно сказать правду умирающему человеку — нужно оставить ему какую-то надежду, чтобы он еще молился, чтобы он мобилизовал свои силы для победы над недугом, — и мы знаем, что врач обычно не говорит о страшном диагнозе своему больному, тем самым словно подводя черту под его жизнью. Есть и другие ситуации, в которых нельзя сказать правду.

Как же поступать в таких случаях? Не нужно лгать, но кто требует от нас, чтобы мы говорили всю правду? Мы никогда не говорим всей правды, быть может, за редчайшим исключением, как в случае искренней исповеди или общения с самыми близкими и родными людьми. От нас не требуется, чтобы мы каждому встречному говорили все, о чем думаем, чтобы мы с ним делились всеми своими мыслями. Не требуется говорить всей правды, но не нужно говорить ложь!

Человек, который следит за своим духовным состоянием, который погружен в молитву, который сохраняет страх Божий, всегда найдет правильные, мудрые слова, чтобы, не впадая в грех лжи, не сделать больно другому человеку, не нарушить своих обязательств перед другими людьми и не совершить ошибок, которые могут произойти, если кто-то узнает всю правду — о нем, об окружающих или об обстоятельствах, в которые люди вовлекаются.

240

 

 

Поприще Великого поста — это время молитвы, это время покаяния, это время воздержания и время размышлений. Когда круговерть каждодневных дел и суета полностью лишают нас возможности размышлять о своей внутренней жизни, трудно предаваться благочестивым мыслям. Великий пост дает нам такую возможность. Поэтому постное поприще, связанное с молитвой, покаянием и воздержанием, мы должны сопровождать чтением, размышлениями о своей духовной жизни. И да поможет нам Господь именно так и провести дни Святой Четыредесятницы! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.