13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения в четверг первой седмицы Великого поста в Борисоглебском Аносином женском монастыре, 21.03.2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В БОРИСОГЛЕБСКОМ АНОСИНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
21.03.2013
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь в эти слова, невольно обращает свою мысль на самого себя, и в этом заключается одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей собственной души, человек подвергает себя суду — суду своей совести, выявляя собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном.
Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы — просто для того, чтобы заполнить время, — осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставление святого Григория мы должны вспоминать тогда, когда кто-то — в шутку или всерьез, желая рассмешить, занять наше внимание или просто от безделья — начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит плохо о другом, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Поэтому огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних.
Почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это
235
порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. В гордости человек видит только самого себя, самому себе служит, и поэтому малейшее возражение со стороны других или даже образ жизни другого человека, слова его, которые кажутся гордому человеку словно сужающими пространство его собственного «я», становятся причиной осуждения. И мы знаем, что самое горькое, самое разрушительное осуждение, которое сопровождается ложью и именуется клеветой, чаще всего исходит от тех, кто страдает от страшного порока гордыни.
Порой бывает и так, что человек, пребывающий в злобе (а злоба — тоже порок, который в полной мере выявляет сущность греха), наполняет этой злобой все, что он делает, о чем мыслит и говорит. Его слова становятся исполненными злобы. В таком случае мы говорим, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. И тогда осуждение выявляет точный диагноз внутреннего состояния злословящего: и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, там диавол.
Вне зависимости от того, осуждаем мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времяпрепровождения, защищая себя или изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение. Господь запретил нам судить других людей: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1). И когда в Его присутствии хотели побить камнями женщину, впавшую в прелюбодеяние, Он, обращаясь к тем, кто готовы были стать палачами, сказал слова, которые до сих пор потрясают своей правдой: Кто... без греха, первый брось в нее камень (Ин. 8,7).
Мы тоже бросаем камни, — только не настоящие, а словесные, осуждая людей. И как только захотим осудить, давайте представим себе блудницу, взятую в прелюбодеянии, рассвирепевшую толпу с камнями в руках, Спасителя и слова Его: Кто... без греха, первый брось в нее камень. И может быть, эти слова помогут нам удержаться от осуждения другого человека.
Но Господь не только запретил нам судить. Он связывает наше отношение к ближним с нашей загробной участью: Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2). Не судите, да не судимы будете, то есть благодаря одной только нашей готовности не судить людей мы можем быть освобождены от Суда Божиего, мы можем быть оправданы.
Почему же такая милость от Бога даруется за исполнение всего одной заповеди, всего одного Его предписания? Потому что если
236
не осуждаем других людей, то не имеем гордыни; не осуждаем — не имеем злобы. А если в сердце нет гордыни и злобы, то в нем очень легко поселяется любовь.
С другой стороны, любовь разрушается, если мы осуждаем друг друга. Это хорошо известно из семейной жизни, из жизни близких людей. Когда начинают за глаза судить друг друга, тогда чувства постепенно охлаждаются, и тот, кого осуждаешь, становится тебе не близким и не ближним, а дальним.
Как же нам преодолеть этот грех? Как остановиться? Первое и самое главное: нужно помнить о том, какова участь за гробом людей, осуждающих своих ближних. Ясные и недвусмысленные слова Спасителя должны остановить нас от всякого осуждения. Но очень важно вообще воздерживаться от пустых слов. Пустословие очень быстро переходит в злоречие, поэтому нужно избегать пустых, ненужных, праздных слов и быть бдительными по отношению к тому, что мы говорим о ближних своих.
Осуждение должно быть под запретом. Как только возникает мысль осудить человека, мы должны вспомнить о Суде Божием. Мы должны избегать празднословия и следить за своими словами. К этому призывает нас Церковь, особенно в дни Великого поста, настраивая на то, чтобы мы были бдительными в отношении всего, что говорим, ибо от слов своих можем либо оправдаться, либо осудиться (Мф. 12, 37).
Святой Великий пост дан нам с вами для того, чтобы восходить в добродетели от силы в силу (Пс. 83, 8). И да поможет нам Господь спасительно провести дни Святой Четыредесятницы! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.