13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, 20.03.2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ В ЕЛОХОВЕ
20.03.2013
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через
231
грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне. Гордость, по словам многих святых отцов, — это мать пороков. Из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности.
Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев — это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев — это болезнь и в духовном, и в физическом смысле.
Иногда причина гнева — это расстройство нервной системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное. А если это душевная болезнь, если это проявление греха, то как бороться с этой болезнью?
Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который, развиваясь, порождает тяжелейшие последствия.
Гордый человек словно повторяет грех денницы — того ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется, которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди, считающие себя обиженными другими, проявляют гнев.
Когда человек страдает от гордыни, он становится очень уязвимым и слабым. Ему кажется, что он сильный, ведь чаще всего гордость проникает в сознание людей умных, образованных, удачливых. Но, изгоняя Бога из своей жизни и поставляя на Его место самого себя, такой человек становится очень уязвимым. Собственно говоря, гнев — это крайняя степень несогласия человека с другими, которая выражается
232
в самых отвратительных формах. В гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь нормой является исполнение Божиего закона, подчинение Божиим заповедям, жизнь согласно этим заповедям. Это и есть Богом определенная норма жизни для людей, а грех есть нарушение нормы, а стало быть, ненормальность, болезнь, как о том говорят святые отцы.
Многие греховные импульсы зарождаются внутри человека, в глубине его сознания, в сердце. Несогласие с людьми может вызывать чувство внутреннего раздражения, но это раздражение сокрыто, от него страдает только тот, кто раздражается. Совсем другое дело — гнев. Гнев — это не скрытое раздражение, а видимая всем тяжелейшая эмоция, которая приводит в тяжелое состояние в первую очередь самого гневающегося. Посредством гнева он ослабляет — если не разрушает — свои отношения с другими людьми. Ну кто будет любить гневливого?! А как тяжело работать с таким человеком! И дружить с ним невозможно! И он, считая себя сильным, в действительности слаб настолько, что в конце концов оказывается в полном одиночестве.
Грех не может быть приятным, мнимо приятными могут быть только пороки. На самом же деле всякий грех несет в себе огромный ущерб для человеческой личности, и гнев являет нам пример такого ущерба. Гневающийся только теряет, он ничего не приобретает, потому что грех не может ничего дать человеку.
Но есть еще кое-что, превращающее этот грех в великую опасность для духовной жизни человека. Мы находим удивительные слова в послании апостола Павла к Ефесянам: Солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу (Еф. 4, 26-27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции недолжным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца избавиться от гнева, — освободись от этого груза, примирись с человеком, на которого прогневался. Почему это нужно сделать быстро? Потому что если гнев удерживать на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок — в злобу. А злоба — не просто один из пороков. В русском языке слово «злоба» имеет тот же корень, что и «зло», а зло — это и есть диавол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и злой человек спастись не может. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, там нет Бога. Человек посредством зла связывает себя с диаволом и помимо своей
233
воли становится игрушкой в его руках, подобно тому как благодаря любви человек входит в общение с Богом.
Гнев иногда списывают на свойства характера, и он, действительно, каким-то образом может быть связан с особенностями человеческой личности. Но если эта черта, этот порок не подвергается духовному лечению, то он перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить невозможно, потому что зло противоположно Богу, — злой человек погибает.
Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживая себя в первую очередь от внешних проявлений раздражения. Само по себе раздражение также опасно для человека — оно разрушает его внутренний мир и покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе и в отношениях с людьми, правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в стадию конфликта. Раздражение приводит к тому, что человеческие способности к общению с другими слабеют, но, оставаясь внутри, оно не наносит такого ущерба человеку и его отношениям с окружающими, как раздражение внешнее — гораздо более страшное состояние.
Гнев, который входит в привычку, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, — это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может формально и веровать, и даже в церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно пресекать этот грех, когда он еще внутри, когда только появляется раздражение, досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы: думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим «соринку в его глазу», нужно посмотреть на самого себя, и тогда, может быть, мы увидим бревно (Мф. 7, 3-5), несоизмеримое с тем, что вызвало раздражение в другом человеке.
Ну, а если гнев все-таки захватил душу, выплеснулся наружу, то, по словам апостола Павла, «до захода солнца» исторгай из себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140,3). Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост — время раздумий над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками.
234
И да поможет нам Господь по милости Своей освобождаться от того, что тяготеет над нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги навстречу Богу! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.