Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, 20.03.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ В ЕЛОХОВЕ

20.03.2013

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через

231

 

 

грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне. Гордость, по словам многих святых отцов, — это мать пороков. Из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности.

Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев — это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев — это болезнь и в духовном, и в физическом смысле.

Иногда причина гнева — это расстройство нервной системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное. А если это душевная болезнь, если это проявление греха, то как бороться с этой болезнью?

Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который, развиваясь, порождает тяжелейшие последствия.

Гордый человек словно повторяет грех денницы — того ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется, которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди, считающие себя обиженными другими, проявляют гнев.

Когда человек страдает от гордыни, он становится очень уязвимым и слабым. Ему кажется, что он сильный, ведь чаще всего гордость проникает в сознание людей умных, образованных, удачливых. Но, изгоняя Бога из своей жизни и поставляя на Его место самого себя, такой человек становится очень уязвимым. Собственно говоря, гнев — это крайняя степень несогласия человека с другими, которая выражается

232

 

 

в самых отвратительных формах. В гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь нормой является исполнение Божиего закона, подчинение Божиим заповедям, жизнь согласно этим заповедям. Это и есть Богом определенная норма жизни для людей, а грех есть нарушение нормы, а стало быть, ненормальность, болезнь, как о том говорят святые отцы.

Многие греховные импульсы зарождаются внутри человека, в глубине его сознания, в сердце. Несогласие с людьми может вызывать чувство внутреннего раздражения, но это раздражение сокрыто, от него страдает только тот, кто раздражается. Совсем другое дело — гнев. Гнев — это не скрытое раздражение, а видимая всем тяжелейшая эмоция, которая приводит в тяжелое состояние в первую очередь самого гневающегося. Посредством гнева он ослабляет — если не разрушает — свои отношения с другими людьми. Ну кто будет любить гневливого?! А как тяжело работать с таким человеком! И дружить с ним невозможно! И он, считая себя сильным, в действительности слаб настолько, что в конце концов оказывается в полном одиночестве.

Грех не может быть приятным, мнимо приятными могут быть только пороки. На самом же деле всякий грех несет в себе огромный ущерб для человеческой личности, и гнев являет нам пример такого ущерба. Гневающийся только теряет, он ничего не приобретает, потому что грех не может ничего дать человеку.

Но есть еще кое-что, превращающее этот грех в великую опасность для духовной жизни человека. Мы находим удивительные слова в послании апостола Павла к Ефесянам: Солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу (Еф. 4, 26-27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции недолжным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца избавиться от гнева, — освободись от этого груза, примирись с человеком, на которого прогневался. Почему это нужно сделать быстро? Потому что если гнев удерживать на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок — в злобу. А злоба — не просто один из пороков. В русском языке слово «злоба» имеет тот же корень, что и «зло», а зло — это и есть диавол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и злой человек спастись не может. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, там нет Бога. Человек посредством зла связывает себя с диаволом и помимо своей

233

 

 

воли становится игрушкой в его руках, подобно тому как благодаря любви человек входит в общение с Богом.

Гнев иногда списывают на свойства характера, и он, действительно, каким-то образом может быть связан с особенностями человеческой личности. Но если эта черта, этот порок не подвергается духовному лечению, то он перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить невозможно, потому что зло противоположно Богу, — злой человек погибает.

Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживая себя в первую очередь от внешних проявлений раздражения. Само по себе раздражение также опасно для человека — оно разрушает его внутренний мир и покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе и в отношениях с людьми, правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в стадию конфликта. Раздражение приводит к тому, что человеческие способности к общению с другими слабеют, но, оставаясь внутри, оно не наносит такого ущерба человеку и его отношениям с окружающими, как раздражение внешнее — гораздо более страшное состояние.

Гнев, который входит в привычку, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, — это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может формально и веровать, и даже в церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно пресекать этот грех, когда он еще внутри, когда только появляется раздражение, досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы: думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим «соринку в его глазу», нужно посмотреть на самого себя, и тогда, может быть, мы увидим бревно (Мф. 7, 3-5), несоизмеримое с тем, что вызвало раздражение в другом человеке.

Ну, а если гнев все-таки захватил душу, выплеснулся наружу, то, по словам апостола Павла, «до захода солнца» исторгай из себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140,3). Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост — время раздумий над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками.

234

 

 

И да поможет нам Господь по милости Своей освобождаться от того, что тяготеет над нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги навстречу Богу! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.