Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения во вторник первой седмицы Великого поста в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Хотькове, 19.03.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
ВО ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ПОКРОВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ

МОНАСТЫРЕ В ХОТЬКОВЕ

19.03.2013

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По милости Божией мы вступили на поприще Великого поста. Сегодня — второй день, но как много мы уже слышали мудрых, спасительных слов, которые звучат для нас в псалмах, песнопениях, молитвах. А впереди еще много дней, которые необходимо использовать для того, чтобы изменить самого себя и жизнь свою к лучшему.

На пути спасительного делания много искушений, соблазнов и трудностей. И верующий человек должен точно знать, как ему следует поступать в конкретных жизненных обстоятельствах, как ему нужно бороться со своими грехами. Святоотеческая мысль доносит до нас мудрые советы, следуя которым мы действительно можем стать лучше. Некоторым кажется, что исправление своей собственной жизни — это непосильный труд, принятие Божиих заповедей на себя — это тяжелейшая ноша. Но мы знаем слова Самого Господа: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Трудным все кажется до тех пор, пока не начнешь поднимать это бремя, но, когда это происходит, человек чувствует, насколько бремя Божественных заповедей легко и как они меняют душу, меняют жизнь.

Для того чтобы бороться с грехом, нужно понимать природу греха. Грех возник в мире духов. Самый великий и ближайший к Богу ангел, денница, отверг Бога. Он не пожелал быть вместе с Ним и создал свой

225

 

 

собственный мир, в основе которого лежало отвержение Бога, неприятие Бога и Его закона. И мы знаем, что этот мир зла проник и в человеческую среду. Им были уязвлены первые люди, а затем каждый человек, повторяя грех Адама, многократно приумножая его собственными грехами, внес свой «вклад» в то, что зло приобрело в нашем мире огромное могущество.

Итак, грех есть зло, грех есть отвержение Бога, Его закона, Его правил, Его заповедей. А в жизни грех проявляется многими гранями, и эти частные проявления греха мы именуем пороками. Но есть среди пороков такой, что не только обнаруживает одну из граней греха, но и являет саму природу греха, — этим пороком является гордость.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что в гордости — начало греха и его опора, и это действительно так. Святой Иоанн Лествичник, желая показать, что в гордости обнаруживается сама природа греха, говорит, что гордость есть отвержение Бога, то есть то самое деяние, которое совершил денница. Гордость есть изобретение бесов, корень хулы, источник гнева и лицемерия, причина невозможности творить дела милосердия и быть сострадательным. Эти замечательные слова преподобного Иоанна помогают нам понять, что гордость — не просто черта характера, не просто одна из приобретенных дурных наклонностей, но в ней обнаруживается сама природа греха, суть которой — в отвержении Бога.

Как же обнаружить в себе гордость? И как заметить ее присутствие в других людях? Святой Василий Великий дает нам замечательное правило: гордость домогается предпочтения. Гордый человек всегда желает быть выше других, он всеми силами стремится к положению, возвышающему его над другими. Гордость может быть скрыта под маской скромности, но она всегда обнаруживает себя, и не только в мыслях человеческих, но и в поступках, которые мы сами совершаем или свидетелями которых становимся.

Обычно гордость поражает людей способных. Человек, опирающийся на свои способности, действительно может многого достичь в жизни, и это нормально. Так Господь пожелал, чтобы у одних были большие способности, у других — меньшие, чтобы люди достигали различных высот. Все люди разные, и потому сам факт занятия человеком того или иного высокого положения еще не свидетельствует о том, что он достиг своего положения, опираясь на гордость. Но тем не менее именно способные люди чаще всего подвергаются этому диавольскому

226

 

 

искушению. Они чувствуют свою силу, — а чем больше человек чувствует свою силу, тем меньше он чувствует потребность в силе и в помощи Божией.

Трагедия современного человечества заключается в том, что оно почувствовало свою силу. Развитие науки и техники, многие достижения, которые были действительно произведены человеческим разумом и человеческой волей, дали в руки людей огромную власть и силу. И многим Бог перестал быть нужным: к Нему не нужно обращаться, когда заболел, потому что можно принять эффективное лекарство; к Нему не нужно обращаться за помощью, если у тебя есть деньги; к Нему не нужно обращаться за какими-то знаниями, если сам можешь получить их.

Сила человеческая, связанная с гордостью, вытесняет Бога из человеческой жизни. Об этом и сказал святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается только на свою силу, кто чувствует для себя ненужность Бога, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые — больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся человеческая семья, живущая на одной планете, — сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается — он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати.

Гордый человек всегда одинок, потому что гордость порождает высокомерие, гордость разрушает здоровые, дружеские отношения между людьми. Гордый всегда одинок, даже если его окружают люди, которых он называет своими друзьями. Ведь гордый человек не только домогается предпочтения, по слову Василия Великого, но и стремится защитить свою жизненную позицию, а потому и в каждом друге видит возможную опасность, отчего и разрушаются добрые человеческие отношения. Гордый человек — несчастный человек. А иначе и быть не может, потому что жизнь, основанная на грехе, на отчуждении от Божественного, не может быть счастливой.

Как же излечиться от этого порока? Есть ли какое-нибудь средство? Тот же святой преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Весьма полезно гордому человеку быть в подчинении, потому что подчинение — это

227

 

 

по необходимости исполнение воли другого». Подчинение заставляет человека привыкать к исполнению указаний других людей, — это как некая узда, удерживающая человека от ничем не ограниченного проявления своей гордыни.

Но для верующих людей есть еще один способ освободиться от гордости, и тот же Василий Великий говорит об этом так: «Нужно помнить слова Божественного Судии, которые Он нам уже сказал: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6)». Страшно стать противником Бога, страшно потерять Божественную благодать. И этот страх отлучения от Бога, от Божественной истины, страх оттока Божественной благодати и должен остановить верующего человека. Он должен предостеречь человека от попыток строить свою жизнь на основе гордыни.

Для того чтобы распознать в себе это страшное явление, этот порок, это проявление природы греха, необходимо чаще подвергать себя самоанализу, вдумываясь в то, что происходит внутри нас. И, подвергая себя нелицеприятному суду, выявляя в себе гордыню, помня о том, что гордость отлучает человека от Божественной благодати и лишает надежды на спасение, мы обретаем способность уничтожить в себе ростки этого порока и освободить душу свою от греха. Именно для всего этого, для борьбы с самим собой и даруются нам святые и великие дни Четыредесятницы, и дай нам Бог достойно пройти их для спасения наших душ! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.