Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 18.03.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

18.03.2013

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святому Василию Великому принадлежат замечательные слова: «Самое трудное, как кажется, познать самого себя. Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки».

Эта мысль святого Василия Великого по-разному повторяется в творениях иных отцов Церкви. Некоторые даже усиливают ее, размышляя на тему опасности отсутствия у человека попыток разобраться в самом себе. Преподобный Нил Синайский говорит, что когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Он связывает познание человеком самого себя с познанием Бога. Ему вторит и Симеон Новый Богослов, который высказывается еще радикальнее: «Если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя».

Святой Иоанн Златоуст людей, которые не имеют навыка познания самих себя, сравнивает с безумными, с психически больными, но проводит различие, говоря о том, что психическое заболевание есть заболевание человеческого тела, а вот неспособность разобраться в себе есть проявление развращенной воли.

Почему святые отцы уделяют такое большое внимание самопознанию? Потому что, не разобравшись в самом себе, невозможно освободиться от греха. Человек не может принести искреннего покаяния, если он не знает, почему он совершил тот или иной грех, какие внутренние мысли, помыслы, движения души привели его в состояние греха.

И возникает вопрос: почему же так много людей, которые, по слову Василия Великого, проницательным умом оценивают неправильности другого человека, медлят с познанием своих собственных недостатков? Эта выявленная святым Василием Великим закономерность известна каждому из собственного опыта: мы с легкостью обнаруживаем

222

 

 

недостатки других людей, мы подвергаем их своему строгому суду; и чем строже судим других, тем менее склонны судить самих себя.

Но как же разобраться в потемках нашей души? И в какой момент легче всего начать исследование собственного внутреннего мира, без чего, как говорит Симеон Новый Богослов, даже Бог Всемогущий нас не спасет? Как раз в тот самый момент, когда мы видим недостатки других людей. Надо «зафиксировать» свое сознание именно на этом состоянии: как только появляется мысль о недостатках другого человека, о его «неправильностях», нужно вспомнить святоотеческие слова, вспомнить о том, что мы лишаемся спасения, если не можем в самих себе разобраться, — и от анализа жизни, деятельности, слов, мыслей другого человека перейти к анализу своих собственных мыслей, слов и действий. И делать это надо тотчас же, потому что спустя время мы забудем об этом: суета житейская вновь переведет наш внутренний взор куда-то в сторону, подальше от тайников нашей собственной души.

Осуждение ближнего должно быть поводом к немедленному рассмотрению своих собственных недостатков. Представим себе, сколько раз в день мы осуждаем людей (справедливо, несправедливо — не имеет значения, важен сам факт осуждения). Чаще всего гораздо больше, чем единожды. Всякий раз, когда мы вознамеримся осудить человека, подвергнуть рассмотрению его внутреннюю жизнь нашим проницательным умом, мы должны эту проницательность переориентировать на себя, — и тогда мы многое увидим и многое поймем. И чем проницательнее будет наш взор внутрь своей души, тем страшнее нам будет. Но этот страх не к гибели, а к спасению. Если мы ужасаемся своему собственному душевному состоянию, состоянию своих мыслей, ужасаемся своим поступкам, то этот ужас способен привести в действие нашу волю. И даже если мы не найдем в себе сил остановиться, прекратить, навсегда забыть то зло, которое мы совершаем, то по крайней мере пред Богом раскаемся в том, что высветил наш проницательный разум, обращенный не вовне, а внутрь.

Грех есть не что иное, как нарушение Божиего закона, Его заповедей, всего того, что содержится в Евангелии, что обращено к человеку, что требует от человека определенных усилий в формировании своих мыслей и поступков. Грех как нарушение Божиего закона имеет чрезвычайно опасные последствия, потому что он разрывает связь между Богом и человеком, что и произошло в райском саду: совершённый

223

 

 

грех отлучил людей от Бога. И отлучил надолго — до пришествия в мир Иисуса Христа.

Благодаря спасительным страданиям Господа на Голгофе мы имеем сегодня возможность в любой момент преодолеть этот разрыв, потому что грехи наши искуплены Божественной кровью. Мы можем очень быстро — в одно мгновение — преодолеть разрыв, принеся покаяние, раскаявшись в грехах и получив в таинстве Святой Евхаристии их прощение, потому что в таинстве Причащения мы причащаемся той самой Крови, которая искупила и наш личный грех, — тот, в котором мы каемся. Великая милость была явлена роду человеческому, и того отчуждения от Бога, которое довлело над человечеством от Адама до Христа, более не существует.

Но это не значит, что грех прощается автоматически, что мы можем делать все, что нам заблагорассудится, ссылаясь на то, что Христос искупил все грехи. Если бы это было так, то святая жертва Господня поощряла бы наше беззаконие. Но Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной жертве, — а происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через причащение Тела и Крови Спасителя.

Действительно, самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, вступая на поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые диктуют наше греховное поведение. А разобраться не всегда бывает просто, ведь мы постоянно оправдываем себя. Нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицем Божиим только о самом себе, только о том, в чем сам виноват. И только через такое проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними.

Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума, ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы, без которой невозможно прийти к полному покаянию.

224

 

 

Да поможет Господь всем нам в дни Святой Четыредесятницы совершить подвиг — может быть, самый большой подвиг в жизни — победить самого себя и, увидев грех, с полным осознанием того, что это для каждого из нас означает, вложить особое сердечное чувство в великие слова Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»!


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.