Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения в понедельник первой седмицы Великого поста в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре, 18.03.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ЗАЧАТЬЕВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ
МОНАСТЫРЕ

18.03.2013

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, всечестная матушка игумения1, поздравляю с началом Святой Четыредесятницы!

Мы действительно вступили в особое время, которое для каждого православного христианина сопровождается молитвой, воздержанием, приуготовлением себя к достойной встрече Воскресшего Спасителя в лучезарную ночь Святой Пасхи. Смысл поста, как говорят святые отцы, заключается в перемене ума и сердца. Собственно говоря, понятие «перемена» и понятие «покаяние» в греческом языке представлены одним словом: «метанойя». И поскольку именно покаяние находится

1 Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря.

217

 

 

в центре великопостного поприща, то это означает, что целью поста является перемена.

Мы постоянно меняемся, человек никогда не находится в одном и том же состоянии, меняется и окружающий мир (есть даже такая поговорка: «Невозможно войти в одну и ту же реку дважды»). Это действительно так, — каждый момент времени нас меняет. Выходя из дома одними, мы возвращаемся в конце рабочего дня в дом другими и сами это чувствуем: меняется наше настроение, состояние души, когда в течение дня что-то поразило наше сознание, что-то мы увидели, а чего-то не увидели, с кем-то помирились, а с кем-то вошли в конфликт. Каждый день меняет человека, и нельзя сказать, что эта перемена всегда к худшему или к лучшему. Нередко в течение одного дня мы становимся и лучше, и хуже. А что же говорить о жизни? В течение жизни этих перемен так много, что к завершению земного бытия мы приходим совсем иными, чем были в детстве, в юности.

Господь будет всех нас принимать к Себе такими, какими мы переступим черту жизни и смерти. И для того чтобы у нас были перемены к добру, чтобы обрести надежду на спасение в веке будущем, и предлагается верующему человеку поприще Великого поста. За эти недели, отделяющие нас от Святой Пасхи, мы действительно должны измениться к лучшему, и Церковь предлагает нам средства, с помощью которых мы можем достичь перемен.

Одним из таких очень важных средств является молитва. В молитве мы обращаемся к Богу, в молитве мы раскаиваемся пред Господом, в молитве мы благодарим Бога за милости, которые Он нам дает, в молитве и через молитву мы слышим ответ от Господа. Бог дает нам силу Своей благодати, чтобы поддержать в добрых делах, в добрых мыслях, в добрых чувствах. Поэтому не случайно великопостные молитвы такие продолжительные. Однако совершенно очевидно, что человек не может удерживать свое сознание в молитве в течение многих часов богослужения. Утренние богослужения Великого поста длятся четыре (а иногда и более) часа. Ну, как же в течение всего этого времени можно удерживать мысль? По слабости своей мы рассредоточиваемся, начинаем думать о чем-то другом; иногда и физическая усталость начинает одолевать. У некоторых появляется чувство беспокойства, так что возникают вопросы: «А нужно ли дальше стоять в храме? Может, лучше уйти?»

218

 

 

Ответ такой: не нужно уходить из храма! Нужно только, чтобы наша мысль, которая не может постоянно пребывать в молитве из-за нашей ограниченности и слабости, не расстраивала нашего внутреннего духовного состояния. А потому, пребывая в храме, нужно внимательно слушать песнопения, молитвословия; а если мы чего-то не понимаем, — не страшно, потому что сам текст несет в себе благодатную силу. Прислушиваясь к тексту, слушая прекрасную церковную музыку, отвечая сердцем на понятные в богослужении слова, которые произносит диакон или священник, мы настраиваем себя, своего внутреннего человека на ту самую «волну», на которой благодать Божия воздействует на человека.

Есть еще и некое физическое условие, которое во многом предопределяет возможность перемены человека к лучшему. Этим условием является воздержание. Наши праотцы согрешили в раю невоздержанием, вкусив от запретного плода. Для того чтобы выйти из состояния греха и стать лучше, мы должны проявить воздержание. В первую очередь мы воздерживаемся от скоромной пищи, — и делаем это не случайно, потому что духовное и материальное в единой природе человека связаны. Душа и тело неразрывно, неразлучно существуют в человеческой личности до момента смерти, а это означает, что как душа оказывает воздействие на тело, как здоровый дух нередко определяет здоровье человеческого тела, так и, наоборот, физическое состояние человека может влиять на состояние духа: «В здоровом теле — здоровый дух».

Почему же так происходит? Потому что духовное и физическое действительно неразрывны в единой личности человека. Мы знаем, что некоторые болезни, может быть даже большинство из них, затрагивают не только тело, но и дух человека. В отдельных случаях эта связь особенно очевидна, например при алкоголизме: все ведь начинается с неправильной жизненной установки, с расслабления, с неспособности к воздержанию, а заканчивается распадом личности, физическим уничтожением организма.

Поскольку духовное и физическое так тесно связаны в человеческой личности, Церковь не только призывает к тому, чтобы в течение поста мы использовали духовное средство преображения себя, а именно молитву, но и предъявляет требования к состоянию нашего физического тела. Мы ограничиваем себя в еде, знаем, что ограничения в калорийной пище, в животных жирах, употребление овощей определенным

219

 

 

образом влияют на состояние нашего тела. Может быть, ученые могут объяснить это и с точки зрения науки, но мы объясняем перемену, которая происходит в человеке, на основании того опыта, который существует в Церкви. Постная пища утончает наши чувства, делает нас более восприимчивыми к молитве, более отзывчивыми на соприкосновение со святыней.

И эта, быть может, не до конца многими понимаемая, но реальная связь действительно существует. Когда человек вкушает калорийную пищу, особенно в избытке, — какая уж там молитва после обеда? Спать хочется, кровь от головы приливает к желудку, человек не может сосредоточиться на духовном. Отказ же от пищи дает ему силу видеть, понимать и чувствовать то, что трудно почувствовать вне поста. Вот почему Церковь и предлагает соблюдать пост.

Большой смысл и большое значение во время поста имеет и то, что мы ограничиваем себя, мы обуздываем свои желания. Мы, несомненно, воспитываем свою волю, становимся сильнее, одерживаем победу над собой. А как иначе можно достичь перемен, если не одерживать над собой побед? Если не сможем достичь ее в малом — в ограничении пищи, — что уж говорить о большем?! Какие задачи, требующие самоограничения, можно перед собой ставить, если даже самое незначительное оказалось невозможным? Поэтому пост как ограничение себя в пище является очень важным показателем готовности и способности человека к внутреннему духовному росту.

Но есть и еще нечто очень важное, связанное с постом. Мы постимся, потому что существует церковный Устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги духовные. Для чего мы это делаем? Мы делаем это из послушания Господу. Это наша жертва Богу — небольшая, но существенная. И Господь видит наше желание принять на себя бремя ради Него, ради исполнения Его заповедей, ради того, чтобы быть ближе к Нему, ради того, чтобы переменить свой ум и свое сердце. Наш постный подвиг как благоуханная жертва восходит к Господу, и Господь отвечает нам, потому что Он никогда не бывает у нас в долгу. Если ради Него мы поступаемся своими интересами и ограничиваем себя, то Господь восполняет такое ограничение тем, что является более существенным для человека: происходит перемена нашего внутреннего состояния, перемена ума и сердца.

220

 

 

Существуют, конечно, и опасности, некие искушения, связанные с постом. Иногда, когда человек постится, ему кажется, что он лучше других. Он словно взирает на окружающих с высоты своего положения, и в его подсознании откладывается мысль (может быть, отчетливо и не выраженная даже для себя): «Я ведь не такой, как другие! Смотрите, люди ведут себя так, будто никакого поста нет, но я же пощусь!» Тем самым он повторяет грех фарисея, который говорил: Благодарю Тебя, Господи, что я не таков... как этот мытарь (Лк. 18,11).

Пост не должен стать для нас поводом для впадения в самый тяжкий грех — грех гордости и превозношения. Именно поэтому Господь и говорит: Когда поститесь... не надо принимать вид постящегося (Мф. 6,16-18). Будь радостным, светлым. Ничто не должно говорить другим, что ты несешь на себе эти бремена, — тогда пост становится богоугодным.

Бывает, что во время поста, который, конечно, связан с ослаблением физических сил, появляется усталость, а вместе с усталостью — раздражительность, и порой мы становимся свидетелями конфликтов между постящимися людьми. Это большой грех, и если человек чувствует некую усталость, если нарастают раздражительность и конфликтность, то нужно усилить молитву и, самое главное — необходимо самому себе внушить, что всякое нарушение внутреннего мира и покоя во время поста перечеркивает весь смысл великопостного подвига.

Время поста — непростое время. Трудно бороться с собой, со своими грехами, греховными наклонностями, преодолевать ограничения, связанные с пищей. Но ведь мы знаем — и не только на основе своего собственного опыта, но и на основе всей церковной истории, из опыта святых подвижников и угодников Божиих, — как человек действительно преображается под благодатным воздействием молитвы и воздержания.

И сегодня, в первый день Великого поста, который начался этим дивным богослужением, мы открываем дверь, ведущую нас к Светлому Христову Воскресению, которое мы должны встретить с преображенными умом и сердцем. Аминь.

221


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.