Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник в храме во имя преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре, 10.04.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
В ХРАМЕ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
РАДОНЕЖСКОГО В ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

10.04.2012

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Меркурий, наместник сей святой обители1! Ваше Преосвященство, владыка Тихон2! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем Страстной седмицы — Великим Вторником!

1 Митр. Ростовский и Новочеркасский.

2 Еп. Подольский.

194

 

 

Господь, взойдя в Иерусалим и посетив святыню израильского народа — Иерусалимский храм, вечером вернулся в Вифанию. В понедельник Он снова пошел в Иерусалим, и мы знаем, какие обличительные слова Он произнес в адрес фарисеев, порицая их лицемерие. Вечером Спаситель возвратился в Вифанию, в дом Лазаря, и провел там ночь, а во вторник вернулся в Иерусалим.

Первые дни Страстной седмицы отмечены особой силой слов Христа Спасителя. Хотя в эти дни Он нередко говорил притчами, притчи эти очень целенаправленны: они помогают людям понять самое главное: что их ждет, какова их судьба, что впереди и как нужно жить, чтобы войти в Царствие Божие.

Сегодняшний день продолжает тему Великого Понедельника — тему суда. Суд Божий, Страшный суд... По-разному называют то, что ждет каждого человека и все человечество — все поколения, все народы, все нации, — то для нас неведомое событие, смысл которого приоткрывается в словах Спасителя, произнесенных в понедельник и вторник в канун Его страданий.

Из Его слов становится ясно, что Суд — это не раздача даров или наказаний. Суд есть явление правды. Правда скрывается людьми, и это сокрытие правды мы нередко называем лицемерием. Иногда правда скрывается жизненными обстоятельствами, иногда — целенаправленными действиями... Но скрыть правду от Бога невозможно.

Великий Суд Божий — это снятие всех масок, всего того, что человек пытался создать, формируя некий положительный образ. Мы все предстанем пред Богом обнаженными — в том смысле, что все искусственное, наносное, специально или случайно вошедшее в нашу жизнь, будет снято, уничтожено и правда о нашей жизни будет высвечена силой Божественной правды. Притчи, которые Господь произнес во вторник Страстной недели, помогают понять каждому, что произойдет с нами в тот самый момент, когда мы предстанем Богу.

Среди трех притч, посвященных теме Суда, которые мы сегодня слышали (Мф. 24, 36-26, 2), особое место занимает притча о десяти девах — пяти мудрых и пяти неразумных (Мф. 25,1-12). Светильники, которые были в руках этих дев, суть образ души человеческой — по крайней мере, так толкует этот евангельский текст святоотеческое Предание. Что означает масло в светильниках и что означает пустой светильник? Если светильник есть образ души, то неужели душа человека

195

 

 

пуста? Ведь если даже он не верил в Бога, если не сотворил ничего доброго пред очами Божиими, то чем-то его душа наполнена?! Мы же получаем какое-то образование, какое-то воспитание, — и тем самым формируется некий культурный или бескультурный образ человека. В конце концов, есть жизненные достижения человека: некоторые поднимаются по лестнице власти, некоторые обретают большое богатство, экономическое могущество, многие за свою деятельность получают светские награды. Разве все это не наполняет душу? Разве все это не входит во внутреннюю жизнь человека? Да, несомненно, входит и формирует образ человека. Так почему же все то, что перечислено, не считается и не признается ценностью пред Богом? Потому что это не елей, который питает светильник и дает ему возможность возгореться при встрече Жениха. А значит, все то, что мы чаще всего называем ценностями и достижению чего посвящаем жизнь, ценностями пред Богом не являются.

Чтобы понять, о чем идет речь, лучше всего привести какой-то конкретный пример. Дерзну привести пример, далекий от духовной жизни, но понятный современному человеку. Представьте себе, что вам нужно расплатиться за товар, приобретенный в магазине. Вы открываете кошелек, протягиваете кассиру купюру, а он говорит: «Эти купюры мы не принимаем. Они не имеют ценности. Может быть, когда-то имели, но теперь мы их не принимаем». Так вот, эти «ценности», которые мы создаем в течение всей жизни, — это «вексель», который не принимается к оплате. Это ничто пред лицем Божиим, ничто с точки зрения Божественного суда. Но, может быть, тогда все это вообще не является никакой ценностью и мы напрасно учимся, получаем образование, делаем карьеру, достигаем каких-то успехов в своей жизни?.. Однако Господь никогда и нигде не осудил человека за то, что он обретает человеческую силу, будь то сила интеллектуальная, политическая или экономическая. Господь никогда и нигде не сказал о том, что не нужно иметь материальных ценностей, не нужно стремиться к власти, не нужно получать образования, — нигде ни о чем подобном не сказано. Просто все эти ценности невозможно предъявить на Божием суде в качестве оправдания своей жизни. Можно предъявить только те ценности, о которых Господь говорил в иной притче: ты накормил? напоил? посетил? разделил страдания? То есть речь о тех добрых делах, в которых мы жертвуем себя другому человеку (Мф. 25, 35-36). Кстати, такие дела могут

196

 

 

сочетаться и с профессиональной, политической, экономической, социальной деятельностью человека, когда он употребляет силы для того, чтобы сотворить благо другому. Он, может быть, в прямом смысле слова не посещает заключенного в тюрьме или больного в больнице, но он отдает свою жизнь — то, что имеет, — другим людям. И это именно то, что востребовано Богом, то, что будет принято в качестве оправдания наших грехов. Мы должны ясно понять: единственное, что нас спасает, — это пронизанная Божественной благодатью жизнь, направленная на то, чтобы разделять все, что имеешь, с другими людьми. В центре жизни должно быть доброе дело, а доброе дело всегда требует от нас жертвы, способности «наступить на горло собственной песне», ограничить свои потребности, свои устремления, отдать другому часть того, что имеешь, — разнообразными способами и под разными видами. Это и есть то, что наполняет душу елеем, который способен возгораться при встрече Жениха.

Сказанное имеет отношение не только к нашей личной жизни, хотя к ней в первую очередь. Ведь если человеку следует жить так праведно, то, наверное, так же нужно жить и человеческому обществу. Но если в обществе формируются ценности потребления под девизом: «Иметь как можно больше!», а добрые дела вытесняются на периферию, забываются, попираются или предаются осмеянию, то такая общественная жизнь — это пустота, это светильник, который никогда не возгорится светом.

Притча, которую мы слышали, имеет очень большое значение для понимания будущего мира и человека, для понимания нашей с вами личной жизни в будущем веке. И не случайно слова Спасителя, которые с такой предельной ясностью говорят нам о том, как мы должны жить и что мы должны делать, произнесены в дни, предшествовавшие Его страданиям. Проникая в смысл этих слов, погружаясь в глубину богатейшей литургической жизни Церкви этих дней, постараемся вынести из них, может быть, самый важный урок в нашей жизни — тот урок, который сформирует нужный вектор жизненных устремлений, определит направление нашего личного и — по милости Божией, при наших общих усилиях — общественного бытия. Аминь.

197


Страница сгенерирована за 0.56 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.