Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю по Рождестве Христовом и праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля, 8.01.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ И ПРАЗДНИК
СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В УСПЕНСКОМ
СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

8.01.2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Архиепп. (ныне митрополиты) Новгородский и Старорусский Лев, Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Уфимский и Стерлитамакский Никон; епп. Архангельский и Холмогорский Даниил (ныне митр.), Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва.

12

 

 

Всех вас приветствую и сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова, который мы именуем Собором Пресвятой Богородицы, и воскресным днем!

Сегодня мы вспоминаем людей, близких Спасителю по плоти, Его семью: Пречистую Матерь, Иосифа Обручника, царя Давида (потому что от его семени произошли физические прародители Спасителя по линии Божией Матери) и, наконец, Иакова, Его двоюродного брата, который был первым епископом Иерусалимским.

Очень часто мы называем Рождество семейным праздником — в том смысле, что правильно проводить его в кругу родных людей. Рождество несет в себе тихую радость: хотя совершаются торжественные богослужения, в церквах громко и торжественно звучит дивное пение, тем не менее этот праздник овеян Божественной тишиной, внутренним миром и покоем.

Но Рождество является семейным праздником не только поэтому. Смысл этого семейного торжества раскрывается в сегодняшнем дне. Мы празднуем память людей, близких по плоти ко Христу Спасителю, — Его земной, физической семьи. И не случайно именно сегодня читается такое тревожное повествование от Матфея (Мф. 2,13-23) о злодеяниях царя Ирода, который, вознегодовав на волхвов за то, что они по наущению Божиему не вернулись в Иерусалим и не рассказали ему, где находится родившийся Царь Иудейский, решил истребить всех вифлеемских младенцев младше двух лет.

Когда весть об этом достигла семьи Спасителя, Иосиф Обручник получил во сне особое внушение от Бога бежать из Вифлеема. Первые дни жизни Спасителя были омрачены тяжелейшими испытаниями — не для Младенца, а для Его Матери и Иосифа Обручника, для Его семьи. Тихая радость от рождения Спасителя мирной Вифлеемской ночью, пусть и в убогой пещере, вскоре сменилась тревогами, скорбями, волнениями, смертельной опасностью, так что нужно было бежать. А что означало в то время бежать? Это ведь не как теперь — сесть в автомобиль, в поезд или на самолет. Нужно было пересечь пустынные земли, которые отделяли Палестину от Египта.

Предание запечатлело для нас иконографию того бегства: Пресвятая Дева с новорожденным Младенцем — на осле, и престарелый Иосиф Обручник — пешком. Они идут через безводную пустыню, быть может, без достаточного питания, и к тому же не только слуги злого царя Ирода могли настичь семью, но и дикие звери. Достаточно представить себе

13

 

 

эту страшную картину, чтобы понять, сколь скорбными были первые дни после рождения Спасителя. Но семья перенесла эту скорбь, и именно семья сохранила Младенца для спасения рода человеческого.

Конечно, все совершалось по Промыслу Божию. Конечно, Божественная сила сопутствовала этому бегству. Но ведь никто на крыльях ангельских не перенес Святое семейство из Вифлеема в Египет — Они прошли свою часть жизненного подвига, претерпели муки, скорби и страдания.

Сегодняшний день можно по праву назвать праздником христианской семьи. Ведь семья — это и есть та общность людей, которая, как, может быть, никакая иная, призвана разделять и скорби, и радости каждого своего члена. Семья призвана стать крепостью, защитой для каждого из них, родным, теплым домом, подлинным очагом, вокруг которого существует жизнь.

Семья как величайшее Божие установление, зародившееся на заре человеческой истории, в жизни прародителей Адама и Евы, явилась самым устойчивым, можно сказать, вечным институтом общественной жизни. Менялись формы государственного устройства, политические системы, поднимались, а затем разрушались и уходили в небытие страны, государства, империи, но семья всегда сохранялась как Божественное установление, как очаг, как колыбель, как место, где раскрывается любовь людей друг к другу.

Ныне же мы живем в то время, когда псевдокультура, пронизанная грехом, вошедшая в плоть и кровь жизни современного человека, бросает вызов самому укладу семьи. Во главу угла ставятся запросы плоти, голос инстинкта, и все укладывается в простую логику угождения собственной страсти. Но ведь всякий грех и всякое преступление непременно нужно объяснить, а затем и оправдать. И мы слышим, чем сегодня объясняется и оправдывается разрушение семьи — человеческой свободой, ложно понятой любовью. И ведь никто особенно не порицает того, что происходит, — более того, кинематограф, телевидение подхватывают эту идею, ее оправдывают, считают некой нормой жизни, представляют как возможный свободный выбор свободной личности.

Все, что установил Бог, человек да не разрушает (Мф. 19, 6) — эти слова произносит Святая Церковь во время таинства Брака. Почему так грозно, так ясно, прямолинейно и бескомпромиссно звучат эти слова? Потому что только то, что установил Бог, и определяет человеческую

14

 

 

жизнь. Богу было угодно вложить в основу этой жизни Свои собственные законы, и если человек посягает на них, то разрушается он сам, но не Божий закон.

Семья есть Божественное установление, и всякое разрушение семьи есть грех. И сегодня, когда мы вспоминаем семью Господа и Спасителя, близких Ему по плоти людей, мы молимся и о наших семьях, которые ныне часто подвергаются разрушению. Мы молимся о самом институте брака, который разъедается коррозией человеческого греха, и верим, что через это Божественное установление Господь не только продолжает род человеческий, но и сохраняет любовь, уважение, солидарность между людьми.

Молитвами Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, святого Иосифа Обручника, святого праведного царя и псалмопевца Давида, святого апостола, первого епископа Иерусалимского и брата Господня Иакова да укрепит Господь людей, живущих в браке, сохранит в мире и целостности их семьи, благодаря чему и умножается благоденствие всего народа. Наученные этой великой Божественной истине, которая открывается нам через праздник Рождества Христова, будем просить Господа об умиротворении семейных конфликтов, о восстановлении разделенных семей, об укреплении брака в жизни людей во исполнение Божественного закона, призванного поддерживать саму жизнь рода человеческого. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.