13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Прощеное воскресенье в храме во имя святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, 26.02.2012
ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ПРОПОВЕДИ
2012 год
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В ХРАМЕ ВО ИМЯ СВЯТОГО
ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
НА БЛАГУШЕ
26.02.2012
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Андрей, настоятель сего святого храма2! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую и поздравляю всех с воскресным днем — днем особенным. Это последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, когда Церковь вспоминает событие, случившееся в самом начале человеческой истории: изгнание первых людей из рая. Что означало то событие, которое мы можем себе представить видимым образом — через повествование Библии, иллюстрации художников, — но, конечно, не можем представить реально? Слово Божие донесло до нас великую истину о том, что человек был отвергнут Богом в ответ на его сознательное неприятие Божиего закона жизни. Это и составляет суть того образа, который Библия дает нам в повествовании об изгнании первых людей из рая.
Человек не захотел исполнять Божиего закона, Божией заповеди, и Бог предоставляет ему полную возможность жить по своему разумению. Изгнание из рая есть пресечение Божией благодати. Человек
1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Астанайский и Казахстанский Александр; епп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Солнечногорский Сергий.
2 Прот. Андрей Милкин.
142
приобретает полную автономию от Бога. Никакие особые Божественные силы не изливаются отныне на человека, он сам становится господином своей собственной судьбы. Он обретает свободу, но не от греха, а свободу от Бога. И мы знаем, что потом произошло.
Великое значение Библии состоит в том, что она рисует картины прошлого, сопрягая их единой причинно-следственной связью, и помогает уразуметь, почему человек согрешивший, отпавший от Бога прошел через неисчислимые страдания, через разрушение своей личности, через разрушение нравственного порядка во всем человеческом роде. Через многие сотни, а может быть, даже тысячи лет, ибо библейская хронология условна, род человеческий достиг в этом автономном, свободном от Бога бытии такого состояния, что его нравственная суть, его общественное поведение стали несовместимы с самой жизнью. Грех привел людей и всю человеческую цивилизацию к коллапсу, к концу света; уже невозможно было жить дальше, потому что грех всегда влечет за собой смерть. И угроза самоуничтожения человеческой цивилизации была столь велика, что Бог вторгается в человеческую историю и низводит на род людской Всемирный потоп, который прекращает человеческое беззаконие (Быт. 7,10-12).
Мы знаем, что и после потопа люди, отлученные от Божественной благодати, от общения с Богом, не могли удержаться от греха. В последующие тысячелетия грех снова накапливался, вновь угрожая самому бытию человеческого рода, но теперь Господь не низвергает на землю кару (хотя люди, может быть, жили так же греховно, как и те, кто погиб в водах Всемирного потопа), но дает Сына Своего Единородного, Который становится человеком, Который живет по закону Божиему, в Своей Личности воссоздавая то, что было утрачено Адамом. Ради верности Богу Отцу Его Сын идет на страдания и смерть, претерпевая клевету и поношения и Своей пречистой и безгрешной кровью искупая грехи человеческого рода.
Так через Спасителя восстанавливается та самая связь, что была разрушена Адамом. Бог вновь изливает Свою благодать на людей — на тех, кто не желает отказаться от рая. Это не значит, что люди, живущие в общении с Богом, безгрешны, святы и непорочны, но это означает, что даже на людей грешных и слабых, но желающих жить по закону Божию, исповедующих свой грех, изливается Божественная благодать.
143
И мы знаем, что в истории человечества были такие периоды, когда стремление жить по Божией правде охватывало огромное количество людей, целые государства. Ни одно государство никогда не было способно в полной мере осуществить Божию правду, но благочестивые цари, сознавая это, стремились к тому, чтобы и общественное бытие, и принимаемые законы способствовали не только материальному устроению жизни, но и духовному возрастанию людей.
Однако в какой-то момент истории (некоторые говорят, что это произошло примерно 500 лет назад, а может быть, и ранее) в сознании людей все больше и больше стала развиваться идея автономности от Бога — той самой автономности, которой так радикально достигли первые люди, изгнанные из рая. Идея полной автономности, полной свободы от Бога стала постепенно входить в мировоззрение, в философию, в политику, в законодательство. Это привело к тому, что государства сняли с себя всякую заботу о духовной жизни людей, и мы знаем, что стало следствием такого общественного развития: революции, войны, помрачение умов.
Вот и сегодня многие люди, забыв страшные исторические примеры губительности существования вне Бога, стремятся вновь навязать эту автономию, настаивая на том, что весь род человеческий должен жить согласно такому безбожному миропорядку, — будто не было Всемирного потопа, будто не было пришествия в мир Спасителя. Но мы, наученные Словом Божиим, должны помнить, что всякая автономия человека от Бога, всякое поставление человека в центр миробытия, всякая попытка человека усвоить самому себе право определять, что есть добро, а что зло, приводит к бесчисленным страшным потрясениям для всего человеческого рода. И возникают вопросы: неужели те люди, которые сегодня проповедуют право, более того — необходимость жить вне Бога, никогда не открывали Библии? Неужели они не знают истории?.. Знают, открывали, но повторяют то, что совершил Адам, подвергаясь диавольскому искушению и соблазну...
Сегодня мы вступаем в Великий пост и не случайно вспоминаем в этот день изгнание первых людей из рая. Великий пост должен научить нас тому, что всякая наша автономия от Бога, всякая потеря религиозного чувства, всякая потеря того, что есть молитва и покаяние,
144
означает духовную гибель человека. Великий пост даруется нам, чтобы, напрягая свою волю и свой разум, мы могли укрепиться в понимании того, что полнота человеческой жизни, мир, радость, благополучие, процветание могут быть только тогда, когда человек согласует свою волю с волей Божией, когда он живет по Божиему закону.
Великий пост является школой доброделания, богомудрствования, школой молитвы, школой покаяния — и это самое главное. Мы ограничиваем себя в этот период в пище, в развлечениях не потому, что ограничение само по себе имеет ценность, но потому, что оно является необходимым инструментом воздействия на наш разум и на наши чувства. И будем надеяться, что поприще Великого поста в этом году пройдут еще больше наших соотечественников и еще большее количество людей на своем опыте почувствуют благодатное воздействие всего того, что пост открывает человеку, обретут мудрость, духовную силу и, что самое главное, возможность увидеть благость и милость, которые Бог источает в отношении всего Своего творения.
То, что мы находимся сегодня в храме, прошедшем через такую тяжкую историю, должно многому нас научить. Действительно, после закрытия этот храм был превращен в место уничтожения церковных святынь. Наверное, те люди, которые здесь работали, которые переплавляли чаши, уничтожали церковные ризы и облачения с престолов, были уверены в том, что никогда больше на этом месте не будет совершаться молитва, ибо вся мощь государства и безбожного общества была тогда на их стороне. Но этот пример еще раз свидетельствует: если человек усваивает себе право определять, что есть правда, добро и зло, то его слово всегда ущербно и не имеет абсолютной силы; и то, что представляется правдой в один исторический период, не является таковой в другой период или в другом месте. Только Божия правда является вечной и неизменной, и человек, не отделяющий себя от Бога ложной автономией, а соединяющий себя с Богом умом и сердцем, воспринимающий Божию правду, одновременно воспринимает и способность отличать добро от зла и правду от лжи. И пусть наступающий Великий пост поможет нам умом и сердцем укорениться именно в этом понимании Бога, человека и человеческой истории. Аминь.
145
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.