13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. «Кто ищет истину — уже на верном пути». Из пасхального интервью корреспонденту РИА «Новости», 5.05.2013
КТО ИЩЕТ ИСТИНУ УЖЕ НА ВЕРНОМ ПУТИ
Из пасхального интервью корреспонденту РИА «Новости»
5.05.2013
— Ваше Святейшество, Великий пост перед величайшим христианским праздником Воскресения Христова ежегодно подводит верующих
105
к размышлениям об очередном пройденном этапе жизни, о своем духовном состоянии и перспективах. Чем Вам запомнился этот этап в свете Вашего Первосвятительского служения, взаимоотношений Церкви с Российским государством и обществом?
— Смысл поста заключается в перемене ума и сердца. В древнегреческом языке слова «перемена» и «покаяние» — это одно слово: «метанойя». И если именно покаяние находится в центре великопостного делания, то это означает, что целью поста является перемена. Это не смена имиджа, которая столь популярна в наши дни, не новая социальная роль или другой круг общения. Это превращение себя с помощью Бога в нового человека, сражающегося и побеждающего свои грехи. Пост — это объявленная бескомпромиссная война греху, война не на жизнь, а на смерть. Ибо грех убивает нас как личности, превращает в зомби страстей, управляемых врагом рода человеческого.
Важнейшим средством в этом процессе изменения души является молитва. А Великим постом молитва призвана стать подвигом. Молитвенный труд оказывает сильное благодатное воздействие на душу. Близость к Богу, приобретаемая молитвой, проявляет те недостатки и преграды, которые существуют в душе на ее пути к Царству Божию. Действительно, молитва — свеча или, лучше, яркий светильник, при свете которого мы видим свое несовершенство. И этот светильник нужно держать зажженным весь пост.
Этим постом для меня по-особому, неожиданным образом раскрылся смысл апостольских слов о важности различения духов. Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4,1) — так пишет апостол Иоанн в своем Первом послании. Все мы знаем, что любой нормальный человек должен уметь отличать добро от зла. Как правило, эта способность реализуется в нашей жизни посредством голоса совести. Но мы очень редко задумываемся, что способность различать добро и зло — это прежде всего духовный процесс, а не психологический или даже нравственный. Отказ от духовного критерия или подмена его чем-либо другим неизбежно приводит к трагическим последствиям — и для души человека, и для всего общества. Мы нередко усыпляем нашу совесть нашими эмоциями и пристрастиями, созданием образа врага в лице ближнего, оправданием неправды. Как только происходит смешение добра и зла, начинается падение, и, если вовремя
106
не остановиться, не обратиться с покаянием снова ко Христу, это падение может стать необратимым.
К моему глубокому сожалению, наша эпоха отличается прежде всего таким смешением добра и зла, глубоким забвением Божиего закона, а порой и откровенно дерзким переступанием через него. Когда я вижу, как в целом ряде обществ грех не просто допускается, не просто становится возможным, но и законодательно оправдывается, мне становится больно за дальнейшую судьбу этих народов. Потеря способности различения добра и зла неизбежно приводит к тому, что люди становятся жертвами темных сил, зачастую совершенно этого не понимая. Ведь порабощение демоническими силами не всегда проявляется в виде какого-то буйства или явного помешательства: человек может быть умным, веселым, симпатичным и остроумным, преуспевающим в жизни и одновременно может быть игрушкой в руках темных сил.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня очень важно то обсуждение законопроекта о защите религиозных чувств, которое в настоящее время ведется на разных уровнях. Не сомневаюсь, что этот законопроект будет тщательно проработан с анализом всего широкого спектра высказанных мнений. Но мы должны понимать еще вот что: любой закон может только наказать преступника или предотвратить явное преступление, оградить порядочных людей от действий людей с утраченной совестью, однако он не может сам по себе создать здоровый духовный и нравственный климат в обществе. Здесь всем нам — и Церкви, и общественным организациям, и всем заинтересованным лицам — предстоит большой труд по привитию нашим гражданам нравственной ответственности, навыка различения добра и зла, по повышению «духовного иммунитета» общества против опасных и разрушительных безнравственных тенденций современного мира.
Как только происходит смешение добра и зла, проистекающее от дефицита совести, мы возвращаемся в состояние, когда весть о воскресшем Спасителе становится для нас пустым звуком в информационном шуме современности. Дай Бог, чтобы этого с нами никогда не случилось.
— Что бы Вы пожелали верующим и всем людям в праздник Пасхи в этом году?
107
— Прежде всего мне хотелось бы пожелать всем верным чадам Церкви еще ближе стать к воскресшему Христу Спасителю, открыть для себя, насколько это возможно, Его Божественный и Светоносный Лик. Главная ценность Церкви — Христос, Который реально и ощутимо присутствует всегда в Своей Церкви. Особенно остро это переживается в радостные дни Светлого Его Воскресения. Но мы должны научиться не скрывать в самих себе этот Божественный свет, которым пронизаны пасхальные дни, а нести его в мир, к тем людям, которые истосковались по истинному, подлинному, которые живут в мире ложных представлений и далеки от познания Божественного. Горе мне, если я не благовествую! (1 Кор. 9,16) — это восклицание апостола Павла должно стать девизом всякого верующего во Христа человека.
И верующим, и неверующим я хотел бы пожелать быть честными перед собой, верить в то, что есть истина, есть абсолютные, неизменные первоосновы бытия и самого человека как личности, и общества, и всего мироздания. Тот, кто хочет эти истины открыть для себя и жить по ним, не сомневаюсь, уже на верном пути.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.