13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в праздник Светлого Христова Воскресения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 5.05.2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
В ПРАЗДНИК СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
5.05.2013
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Досточтимые отцы,
1 Митр. Крутицкий и Коломенский.
2 Митр. Волоколамский Иларион; архиепп. Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митр.), Филарет (Карагодин), Верейский Евгений, Сергиево-Посадский
100
матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Пасхи Божией!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Эти замечательные слова, в которых выражается сама суть нашей веры, передавались из поколения в поколение на протяжении двух тысячелетий. И верим: при любых обстоятельствах они будут передаваться следующим поколениям до тех пор, пока существует род человеческий.
В сегодняшнем Евангелии мы вспоминали вместе с евангелистом неверие Фомы (Ин. 20,19-25). Фома был одним из тех, кто находился рядом с Господом, — он был свидетелем Его чудес, он слышал Его слова, он знал о воскресении Лазаря, он имел опыт общения со Спасителем, Который совершал чудеса, неведомые ранее людям. Но когда апостолы сказали ему, что Господь Иисус Христос явился после воскресения, Фома ответил: «Не поверю, пока сам не увижу, пока не осяжу своими пальцами Его тела».
Слова: «Не верю!», а иногда «Ни при каких обстоятельствах не поверю! Ни при каких чудесах не поверю!» сопровождают всю христианскую историю, сопровождают историю рода человеческого. И может быть, сегодня следует поразмышлять о том, что же означает вера, что это за феномен. Почему одни верят, а другие не верят? Может, Господь одним что-то дает, а другим не дает? Или Он дает всем, но одни умеют увидеть, а другие нет?
Из Слова Божия мы знаем, что Бог дает всем людям нечто, что может помочь им поверить. Как свидетельствует Слово Божие, Господь дождит на праведных и на грешных (Мф. 5, 45). Как солнце сияет для
Феогност; епп. Никон (Миронов) (ныне Кудымкарский и Верещагинский), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Аркадий (Афонин), Серпуховской Роман, Красногорский Иринарх, Иероним (Чернышов), Орехово-Зуевский Пантелеймон, Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай, Зарайский Константин.
Среди сослуживших также были представители Поместных Православных Церквей при Московском патриаршем престоле: митр. Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); архиеп. (ныне митр.) Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); еп. Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); на богослужении присутствовал также профессор богословского факультета Афинского университета еп. Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат).
101
всех, так и Бог Свою энергию передает всему творению, а значит, и всем людям. Нет ни одного, кого не касалась бы эта Божественная энергия.
Но почему одни, соприкасаясь с Божественной энергией, воспламеняются верой, а другие остаются безразличными? Некоторые утверждают, что вера — это убеждения людей. Так можно утверждать лишь отчасти. Замечательные слова принадлежат святителю Филарету, митрополиту Московскому, мощи которого покоятся в этом кафедральном соборе: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу»1. Действительно, убеждения, рациональные рассуждения могут помочь человеку открыть для себя Божественное присутствие. Но вера живет в сердце человека, в его душе, и, даже когда рационально верующий человек сталкивается с фактами, которые не может объяснить или которые люди неверующие используют для оправдания своего неверия, вера от этого не страдает.
Почему так происходит? Потому что, помимо знаний и убеждений, люди опытно переживают свою веру. Эта энергия, которая изливается на все творение, — она же работает, она действует, она «включает» какие-то механизмы. Каждый священник, который исповедует людей, хранит в своей памяти десятки, а иногда сотни историй, которыми с ним делятся люди, говоря: «Это было чудо!» Что это значит? Это значит, что логически объяснить происшедшее с человеком невозможно. И верующий человек понимает: то, что с ним произошло, не случайность, не стечение обстоятельств, — это вторжение Бога в его жизнь, это прикосновение той самой Божественной энергии, которая претворила болезнь в здравие, а несчастье — в благополучие, которая оградила человека от напастей и скорбей.
Иногда Бог помогает даже в бытовых вопросах, — спросите у тех, кто ночами стоит, чтобы приложиться к раке святой праведной Матроны Московской: они что, идут туда с просьбой ответить на какие-то глубокие мировоззренческие вопросы? Да нет, — иногда с самыми что ни на есть бытовыми проблемами! Стоят ночь, прикасаются к гробнице, а потом возвращаются и говорят: помогла, помогла святая! А святая не могла помочь своей силой — по ее молитвам Божественная благодать
1 Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Введение: предварительные понятия. 7.
102
прикоснулась к этим людям, и по их вере, через терпение и молитву они получили ответ.
Если вспомнить нашу историю, историю нашей страны в XX веке, то ведь это было сплошное Божие чудо! После революции была поставлена задача уничтожить всякую религиозность, и эта задача решалась не на уровне философского дискурса, не путем убеждений, не путем развития образования. Иногда неверующие говорили: «Нужно помочь этому забитому, отсталому народу получить образование, приобщить его к европейским знаниям, — тогда вся эта вера улетучится». Это делали, но видели, что ничего не получается: и тогда вся мощь государства была брошена на уничтожение веры. Наш город Москва является памятником этой страшной борьбы. Сотни храмов были не закрыты, не переоборудованы под общественные нужды, а уничтожены. Многие были взорваны, теперь на этих местах стоят другие здания. Чудом в нашей стране сохранились какие-то церковные строения.
Для чего это делалось? Для того, чтобы с корнем вырвать всякую религиозность. И казалось, что цель достигнута, что никакой веры не осталось. Преследовали за одно только хранение Библии или, как это было в моей семье, в семье моих родителей, за то, что у отца в конспекте лекций, которые он слушал в Богословском институте в Ленинграде, слово «Бог» было написано с прописной буквы. Этого хватило, чтобы следователи, производившие арест, сказали: «Больше ничего искать не надо — он “Бог” с большой буквы писал». И это происходило по всей стране. Казалось, что все закончено: «Бог» с большой буквы не пишется, и вообще это слово не произносится; на всю страну осталось несколько десятков храмов (непонятно по какой причине) — либо в глухой деревне, либо там, где иностранцам надо было что-то показывать. И что же? Несмотря ни на что, вера жила в народе. И уже из истории Великой Отечественной войны мы знаем, как эта вера действовала в сердцах и наших военачальников, генералов, офицеров, и солдат, которые зашивали крестики в гимнастерки, а текст 90-го псалма «Живый в помощи» — в пояски. Воины поднимались, шли в атаку, не боясь врага, — и ведь щадил Господь людей за их веру! Как говорят, на войне не было неверующих. И я помню послевоенный Ленинград с переполненными храмами: тысячи и тысячи людей хранили веру, благодарили Бога за жизнь, молились о своих убитых мужьях, братьях и сестрах...
103
Что это такое? Это реальный опыт переживания Божественного присутствия. Это никакая не логика, не философия, не рассуждение — разум здесь ни при чем. Люди чувствовали Бога рядом, молились Ему и в ответ получали просимое, — как и сегодня из тысяч личных историй, которые хранятся в Церкви, в памяти духовенства, мы слышим о великих Божиих чудесах, совершаемых в жизни нашего народа. Вот на чем основывается вера.
А что же происходит с теми, кто не верит? Они не связывают с Богом то, что происходит в жизни, для них Бог просто отсутствует. Хотя таких людей очень мало. Иногда даже хулители имени Божиего подозрительно интересуются верой и религией, и уже в моем личном опыте есть несколько случаев, когда вчерашние хулители становились людьми верующими.
Поэтому, когда социологическая статистика говорит нам о цифрах, она говорит о чем-то очень поверхностном. Невозможно измерить глубину народной веры ни по посещению храмов, ни по количеству куличей и крашеных яиц. Невозможно, потому что человек, который еще вчера не мог назвать себя верующим, вдруг во мгновение ока прозревает и видит руку Божию в своей жизни, в жизни своего народа, в нашей истории и в современности.
А что же Церковь? Она может помочь ему на пути к вере, но сам акт веры — это личный акт каждого вместе с благодатью Божией, это личный ответ каждого человека на Божественный призыв. И Церковь должна проповедовать, по слову апостола Павла, настаивать во время и не во время (2 Тим. 4, 2). Она должна говорить о великом вселенском опыте переживания Божиего присутствия. Она должна говорить смело и радостно, особенно когда мы, собираясь во множестве наших храмов, переживаем великие события евангельской истории, ярчайшим из которых является Воскресение Христово.
Поздравляя всех вас, мои дорогие братья и сестры, с этим праздником, я от всего сердца желаю каждому хранить веру, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, и найти веру тем, кто опять-таки по каким-то обстоятельствам ее еще не нашел. Найти веру — значит увидеть Бога, значит обрести дар Его благодати, значит обрести возможность жить с Ним. А жизнь с Богом — это и есть спасение.
Воистину Воскресе Христос! Аминь.
104
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.