13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в праздник Светлого Христова Воскресения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 15.04.2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
В ПРАЗДНИК СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
15.04.2012
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы,
1 Митр. Крутицкий и Коломенский.
2 Митр. Волоколамский Иларион; архиепп. Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митр.), Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност;
79
матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно еще и еще раз приветствую пасхальными словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Эти слова свидетельствуют о нашей глубокой вере, о том, что за 2000 лет, которые прошла Церковь по тернистому историческому пути, не было утеряно самое важное, что, может быть, составляет сердцевину духовной жизни рода человеческого, — убеждение в том, что Сын Божий и Сын Человеческий, придя в этот мир, пострадав и умерев за нас, воскрес силой Божией и нас с Собою совоскресил.
Само по себе хранение этой веры является чудом. Хорошо известно, что произошло за эти 2000 лет: как до неузнаваемости менялся мир практически в каждую новую эпоху; как одна империя сменяла другую; как одна культура, разрушая предшествовавшую, приходила ей на смену; как менялись философские взгляды, убеждения, общественные пристрастия и идеалы; как воевали люди, уничтожая друг друга и стирая с лица земли то, что было создано трудами предшественников. Можно сказать, что практически ничего не сохранилось с той первой эпохи, кроме отдельных памятников и гробниц, — все развеяно прахом земным. Но веру в то, что в третий день после смерти воскрес Господь наш Иисус Христос, невозможно было уничтожить никакими потрясениями, даже такими страшными и радикальными, которые до неузнаваемости меняли мир.
И тому есть только одно объяснение. Вера — это не вымысел, это не только эмоциональное чувство и не только убеждение. Вера есть живая связь человека с Богом. Именно через веру Божественная сила прикасается к человеку, оплодотворяет его душу, укрепляет его физические силы, дает ему мудрость, мужество идти по жизненному пути,
епп. Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Никон (Миронов) (ныне Кудымкарский и Верещагинский), Аркадий (Афонин), Серпуховской Роман, Красногорский Иринарх, Иероним (Чернышов), Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Подольский Тихон, Балашихинский Николай.
Среди сослуживших также были представители Поместных Православных Церквей при Московском патриаршем престоле: митр. Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); архиеп. (ныне митр.) Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); еп. Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь).
80
сохраняя в том числе и то, чему научил Господь наш Иисус Христос род человеческий.
Его жизнь была отмечена великими скорбями и страданиями, и не только в последнюю неделю перед воскресением. Вся Его жизнь была исполнена трудов и скорбей, ведь Он видел, как люди пренебрегают Его словом, несшим в себе огромную духовную силу, способную преобразовать мир. И это слово не усваивалось всеми, хотя обладало Божественным могуществом. Он видел сомневающихся учеников, которые, являясь свидетелями многих Его чудес и слов, продолжали оставаться теми же самыми рыбаками с их привязанностями, с их человеческими представлениями о жизни, в том числе и о том, кто может и должен быть первым, кто важнее, кто значительнее. Он видел, как им не хватало веры, чтобы повторить те чудеса, которые Он совершал. Наверное, скорбью наполнялось Его сердце, чувствуя, что Его могущественное слово не производит в людях той перемены, которую должно было бы производить. И наконец, кошмар Страстной седмицы: предательство близкого человека, арест, допросы, издевательства, пытки и наконец позорная смерть на Кресте-
Тот, Кто принес миру великое слово Божественной мудрости, Тот, Кто подкрепил это слово великими чудесами, был убит под рев ликующей толпы, которая требовала Его смерти. Что может сравниться с той бездной страданий, принятых Спасителем? Нет ничего в этом мире, нет ничего в жизни людей, что могло бы уподобиться страданиям Спасителя.
Люди принимают тяжкие страдания, претерпевают и издевательства, и измены, и пытки, и жестокую смерть. Но даже самый честный человек, подвергаемый таким страданиям, в глубине своей души понимает, что и он в жизни совершал зло и неправду — и мыслями своими, и словами, и делами. Может быть, иногда трудно соотнести крест, возлагаемый Богом, с собственным пониманием того плохого, что человек сделал. Тем не менее сам факт человеческой греховности поставляет страдания людей в иной ряд, нежели то, что произошло с безгрешным Сыном Божиим и Сыном Человеческим.
Господь воскресает и Своим Воскресением утверждает победу и слов Своих, и дел Своих. Он посылает на служение апостолов, которые, получив дар Святого Духа, перестают быть простыми рыбаками и становятся вдохновенными проповедниками и свидетелями Воскресения.
81
Воскресение Христово открывает новую страницу человеческой истории. И это уже не история — это метаистория, у которой нет конца, которая уходит в вечность. И все мы, живущие после Воскресения, становимся через это событие сопричастниками иного бытия, и перед нами открывается дверь вечной жизни.
Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек — и мудрец, и простец — чувствует радость пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения.
Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением.
Только что Вы, владыка, говоря о Великом посте, связали постное поприще с земной жизнью и крестными страданиями Спасителя. Это действительно так. Но особенно остро многие из нас ощутили эту связь в этом году, когда Церковь подверглась искушениям и воздействию враждебных сил. Сердца многих людей были уязвлены великой скорбью1.
Но удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей — может быть, мы еще узнаем более точную цифру — пришли в субботу и в воскресенье на пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в пасхальном торжестве и свою принадлежность Матери — Русской Православной Церкви.
Это — наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры, несмотря на все исторические
1 Речь, в частности, идет о богохульной акции, проведенной 21.02.2012 в Храме Христа Спасителя.
82
перипетии на протяжении 2000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни.
Еще неизвестно, как то, что многим сейчас кажется значительным, важным, по прошествии лет будет воспринято нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» — и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.