13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское интервью корреспонденту телеканала «Россия»,7.01.2015
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТУ
ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ»
7.01.2015
— Ваше Святейшество, это Рождество Ваша паства в разных странах мира встречает в период испытаний. Как вести себя в переломные моменты истории, — действовать или выжидать?
63
— В жизни больших человеческих сообществ, наций, государств, всей человеческой цивилизации встречаются какие-то переломные, критические моменты. А сколько таких переломных моментов в личной жизни человека! Давайте отталкиваться от личности, потому что из человеческого сердца исходят и добро, и зло (Мф. 15,19). Как же мы должны встречать свой личный кризис? Должны ли мы сложить руки, отказаться от борьбы, от преодоления проблем, которые на нас обрушились? Это — опасная точка зрения, опасная позиция. Человек побеждает собственный кризис, если он в первую очередь работает над самим собой.
Я глубоко убежден в том, что в основе всякого общественного кризиса — нравственное неблагополучие людей. И эта человеческая неправда, складываясь и умножаясь, приводит к общественным и цивилизационным кризисам. Замечательные слова есть у апостола Павла в Послании к Ефесянам, что наша брань, то есть наша борьба, не против крови и плоти, то есть не против вещественных, материальных факторов, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,12). Это, я сказал бы, метафизическая идея, превышающая всякую физическую реальность. Мы во время кризиса преодолеваем зло (и не только во время кризиса).
Если говорить об источнике зла — это темная сила. Может быть, кто-то сейчас улыбнется и скажет: нам тут Патриарх на Рождество какие-то сказки рассказывает. Это не сказки. Если бы не было этой силы, иной была бы человеческая история. И апостол Павел, словно отвечая на ваш вопрос, говорит: вы должны облечься в броню праведности, препоясаться истиной, обуть ноги в готовность благовествоватъ мир (Еф. 6,14-15). Он уподобляет человека воину и, используя эту метафору, говорит о том, что должен сделать человек перед лицом любой напасти, любого кризиса, любого диавольского искушения. Облечься в праведность, то есть не терять системы нравственных координат, обстоятельства не должны разрушать нас. Препоясаться истиной — не многими, не тысячами и миллионами истин, которые проистекают от нашей воли и от нашего собственного «я», — но той единственной истиной, без которой распадаются человеческая личность и жизнь человеческих обществ; Божественной истиной, которая дана нам и писанным Божиим законом, и тем законом, о котором Кант говорил, что он в сердце человека, — нравственным законом. Обуть ноги в готовность
64
благовествоватъ мир, то есть нести мир в тот момент, когда люди менее всего думают о мире.
Мне кажется, что эти слова должны помочь каждому человеку преодолевать личные кризисы и занимать правильную позицию, когда кризис охватывает общество или государство.
— Ну, а делать-то что? Или ждать? Как действовать?
— Ждать ничего не надо — нужно действовать, исходя из понимания своей собственной позиции перед лицом зла.
А как именно действовать? Мы говорим: облечься в броню праведности и препоясаться истиной. Но эта идея может быть актуализирована в различных категориях профессиональной работы человека. Для политика — это одни категории, для человека, занимающегося бизнесом, — другие, для трудящегося на заводе — третьи. По апостолу Павлу, мы должны правильно действовать в любых случаях. И замечательно, когда политика не разрывает связи с нравственным началом (к сожалению, так бывает не всегда), когда в экономике отсутствует преступный элемент, когда в человеческих взаимоотношениях есть уважение. А зависит все это от личности человека.
— Вы говорите — действовать. Но как это сочетается с такими православными христианскими категориями, как смирение и кротость?
— Праведность и предполагает смирение и кротость. Смирение и кротость очень тесно связаны с терпением. Человек, не имеющий терпения, не имеет ни кротости, ни смирения. Но и терпеть можно по-разному: можно, сжав зубы, так что скулам становится больно. У такого терпящего человека глаза могут гореть диавольским огнем, он может накапливать в себе потенциал злобы. А смиренный человек, который сознает свою греховность, всегда терпелив в силу своей природы. И это дает ему возможность поступать мудро, не реагировать немедленно, вкладывая в эту реакцию и свою злобу, и гнев, и свой внутренний огонь, — но реагировать разумно, с тем чтобы не разрушать ткань человеческих отношений.
— Ваше Святейшество, сегодня без вопроса об Украине никак не обойтись, в ушедшем году она словно куда-то провалилась. С чего
65
начался этот процесс и что ждет наших братьев и сестер на этом пути?
— Опять-таки сошлюсь на Евангелие. Сам Господь говорит о том, что не устоит то царство, которое разделится само в себе, город неустоит (Мф. 12, 25). Вся наша история является иллюстрацией этой евангельской истины. Возьмите Русь феодальную. К чему привела раздробленность, междоусобная борьба? К тому, что более чем на 200 лет мы потеряли наш суверенитет, нашу независимость. И то, что сегодня происходит в братской и близкой моему сердцу Украине, — это реальное разделение народа.
В связи с этим я хотел бы немного поговорить на тему демократии. Кажется, я никогда публично на эту тему не говорил. Вокруг понятия демократии чего только не накручено, в последнее время слово «демократия» вообще становится каким-то идеологическим жупелом или индикатором верности или неверности западной системе ценностей. Мол, демократ — это «плюс», а недемократ — «минус». А что такое на самом деле демократия? Я глубоко убежден, что демократия — это способ гармонизации разнонаправленных интересов внутри общества. В свое время этой гармонизацией занимались монархи, порой и авторитарно. Кто не гармонизировался, того в башню упекали, в замок или в подземелье... А потом люди пришли к другому способу гармонизации: можно договариваться и в контексте работы каких-то групп людей, которые представляют общество. Если это способ гармонизации, то нужно его использовать. Но когда в борьбе за демократию одна группа людей практически лишает всяких прав другую группу, когда одна историософия, одна политическая доктрина, доказывая свою правоту, использует оружие, то это уже не демократия. И добиваться демократии таким образом — значит надолго отбивать у людей всякую способность принимать решения демократическим способом.
Я глубоко убежден в том, что для того, чтобы на Украинской земле воцарился мир, нужно принять во внимание разные точки зрения, нужно найти способ мирной гармонизации интересов, то есть по-настоящему реализовывать демократический принцип. Другого пути нет. Мы за каждой Божественной литургией молимся об Украине, а именно о том, чтобы эта междоусобная брань, это столкновение интересов закончилось. Чтобы люди осознали, что, даже принадлежа к разным группам, имеющим отличное друг от друга отношение
66
к настоящему и прошлому, можно сообща строить мирную жизнь. Дай Бог, чтобы это понимание укоренилось в сознании руководителей Украины и всего украинского общества.
— Ваше Святейшество, Вы говорите фактически о примирении. Это то, о чем говорилось и на недавнем Всемирном Русском Народном Соборе. И там же прозвучал тезис, что народ, разделенный в понимании своей истории, не может сохранить единство. Украина — словно иллюстрация этой мысли. Но ведь хотя мы говорим, что нужно уважать историю, — и многие люди ее действительно уважают, — но при этом одни ссылаются на времена царской России, другие — на пример советского периода, третьи считают своим кумиром, как на Украине, Степана Бандеру, четвертые вообще считают, что история — это труха и нужно жить только будущим, а цель жизни — это приобретение нового гаджета. Но есть и пятые, и шестые... Но все-таки примирение — на какой основе? Ведь это очень важно, это принципиальный вопрос: на какой основе могут примириться все эти группы людей?
— Только на одной основе — на основе того положительного, что было в истории. На основе трагедий, преступности, смертей, войн и разрушений примириться нельзя. Выступая перед Всемирным Русским Народным Собором, я говорил о том, что феодальная Древняя Русь обладала огромной ценностью — верой. И образы преподобного Сергия Радонежского, равноапостольного князя Владимира и других наших великих святых — это тот духовный и одновременно культурный фундамент, на котором выросла вся последующая история нашего народа и нашей страны.
Если говорить о Российской империи, то ведь были колоссальные достижения... Мы стали державой. А возьмем революцию. Я не являюсь сторонником революционных преобразований и знаю, что в той самой нашей революции было много крови, было много неправды и, как утверждают историки, огромную роль сыграл иностранный фактор. То была хоть и не цветная, но кровавая революция, и механизм был тот же самый. А было ли что-то хорошее в революции? Никогда вся эта механика, это инспирирование из-за рубежа, эта система пропаганды не сработали бы, если бы не легли на очень чувствительную нравственную почву — на востребованность справедливости. Не было достаточно справедливым российское общество во время империи — имелось
67
и социальное, и имущественное расслоение. И этот фактор был использован всеми теми пропагандистами, которые привели к кровавой бойне. Но стремление к справедливости присутствовало в революционном процессе, и разве мы можем сказать: плохо, что люди стремились к справедливости?
А советский период? Да, конечно, — и лагеря, и коллективизация, сопровождавшаяся кровью, и индустриализация при помощи ГУЛАГА... Но разве не было энтузиазма, разве не было солидарности? И разве не было освоения целины, разве не было комсомольских молодежных отрядов, разве не было многого другого, о чем сегодня вздыхают люди старшего и среднего возраста? — Ведь была солидарность!
И наконец, новая Россия. Господи, как только не поливают эту новую Россию. А разве стремление к свободе, к обеспечению прав не является положительной стороной современного российского развития? Вот я и предложил простую формулу: вера — Древняя Русь, державность — Российская империя, справедливость — революция, солидарность — советское время. И достоинство — новая Россия.
При этом не надо закрывать глаза на то, что действительно было в истории. Ведь историки знают, что на самом деле происходило. Да и каждый человек может многое узнать из истории, стоит ему только заглянуть в Интернет. Но то, о чем я говорю, имеет определенную связь, что очень символично отразилось в истории с символами нашей государственности. Я вспоминаю дискуссию в отношении нашего гимна, музыки гимна. Меня пригласили на канал «Россия», на одно из, как теперь говорят, ток-шоу. Я в то время был еще митрополитом, посещал такого рода мероприятия. И я сказал следующее: у нас есть герб — двуглавый орел, он из той самой средневековой Руси, — это символ Византии. У нас есть триколор, — это Российская империя. Из советского периода давайте оставим музыку гимна. И у нас должна быть новая Россия, давайте возьмем для гимна современные слова. На этом дискуссия закончилась. Я глубоко убежден, что совокупность наших символов соответствует тому, что мы должны взять из истории, чтобы не разрушить единой ткани исторического процесса, вне которого не могут формироваться ни личность, ни общество, ни государство.
— Ваше Святейшество, все же многое будет зависеть от молодежи, насколько она будет способна справиться с пониманием нашей
68
истории. Какая сейчас молодежь в странах Русской Православной Церкви? В России понятно, в России большинство Вашей паствы...
— Очень разная молодежь. Я недавно выступал на церковном молодежном съезде, где собралось более 10 тысяч человек. Я смотрел в глаза этим молодым людям и видел не ту молодежь, которую мы привыкли критиковать. Во-первых, это люди достаточно просвещенные, у них хорошее образование, они многое знают. Они лишены всякого интеллектуального провинциализма, того, что было, кстати, в советское время, — образование тогда было хорошее, а вот этого глобального видения не было. У молодых людей сейчас очень широкий взгляд на жизнь. И при этом они сохраняют православную веру, — и не только теоретически (где-то на уровне кухонных разговоров), и не просто участвуя в воскресных богослужениях. Но они способны действовать, очень многие из них являются волонтерами, принимают участие в замечательных проектах.
Но есть и другая молодежь... Речь идет о том, что информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого из нас, несет определенную систему ложных ценностей, и самой страшной из них, конечно, является идея потребления. Слово «успех» в сознании значительной части молодежи связано не с успехом в достижении конкретных профессиональных целей, а с успехом с точки зрения обладания большим количеством денег и способности эти деньги тратить в свое удовольствие. И этот потребительский диктат, который воздействует через рекламу, через многие фильмы, через ток-шоу, через шоу-бизнес, — эти потребительские идеи проникают в сознание людей.
Но все же у нас есть профессиональные группы, в которых успех не связывается с деньгами. Это наше научное сообщество, подвижники от науки, которые получают совсем не столько, сколько их западные коллеги. Многие из них остаются в России, живут на скромные зарплаты. И для них успех — это новые открытия, новые статьи, монографии, которые они пишут, это признание научным сообществом. Я с такими людьми встречаюсь в нашей медицине — замечательные врачи! До недавнего времени они получали совсем немного денег, но с какой же самоотверженностью они работают, как заботятся о пациентах. Конечно, и врачи бывают разные, но я говорю о том, что во врачебном сообществе наличие денег не является признаком успеха, там уважают человека квалифицированного, способного, жертвенного.
69
Я встречаюсь на богослужениях (по крайней мере раз в году) и с представителями силовых структур (воздушно-десантные войска, полицейский спецназ). Эти ребята, которым часто приходится смотреть в глаза смерти, заполняют все пространство Храма Христа Спасителя, исповедуются, причащаются, подходят к Чаше. У них нет идеала, связанного с упомянутым мной потребительским успехом, да и за те деньги, которые они получают, этих идеалов не достичь. Значит, существует нечто, что иначе формулирует идею успеха среди этих людей. Не все так плохо!
Думаю, что огромная ответственность лежит сегодня на средствах массовой информации — нужно больше говорить о той молодежи, которая живет идеей подлинного успеха, с тем чтобы помочь заблуждающимся найти правильную дорогу в жизни.
— Ваше Святейшество, Вы говорите о вреде потребления, а слушают Вас люди, многие из которых сейчас, на фоне изменения рубля, падения цен на нефть, с трудом сводят концы с концами. Они находятся скорее в режиме выживания. И многие из них сейчас вынуждены даже менять свои жизненные планы из-за страха, так как они не знают, что будет дальше. Многие, например, отказываются от рождения детей, от создания семьи. Какой Ваш совет, с чем Вы обратитесь к этим людям?
— Очень печально, если курс рубля и цена на нефть мешают человеку создать семью или родить ребенка. Но если бы было так, то в течение большей части XX века у нас не было бы семей и не рождались бы дети. Потому что мы жили тогда в куда более сложных условиях. Собственно говоря, такое благополучие на пене нефтяных долларов возникло совсем недавно.
Скажу также о том, о чем никогда публично не говорил: ведь речь идет не о падении рубля, а об изменении обменного курса рубля, а это разные вещи. Курс — это преходящая величина, которая формируется под влиянием очень многих факторов, часто прямо не связанных с экономикой. А кто знает цену доллару? У многих такое впечатление, что его цена — вещь вообще символическая. Поэтому те, кто выносят приговор рублю, тоже чаще всего исходят не из реальных экономических факторов. Поэтому не нужно драматизировать изменение обменного курса. Я глубоко убежден, что это изменение не может радикально повлиять
70
на благополучие большинства российских граждан, если, конечно, под эту сурдинку наши собственные производители не начнут взвинчивать цены. Вспомним историю с повышением цен на гречку. Гречневую крупу не производят практически нигде в мире. Когда я как-то с собой в Германию привез гречневую крупу и она закончилась, то попросил, чтобы ее купили. Ее купить не могли, сказали: мы не знаем, что это такое. Ее только теперь кое-где используют, по примеру России, как черный хлеб в свое время. Так вот, непонятно, почему должны расти наши внутренние цены. И здесь, конечно, я думаю, большая и важная роль правительства и всех других институтов, которые призваны следить за ситуацией.
Если снова вернуться к самому главному, о чем Вы говорите, то я глубоко убежден в том, что вся эта история с нынешним обменным курсом дает нам как стране уникальный шанс измениться к лучшему. Мы привыкли жить за счет прибавочной стоимости, которая весьма условно создается в торговой сфере. Пора перейти к экономике реальной, производить ценности и получать добавочную стоимость, которая и будет вкладываться в реальное укрепление экономического могущества нашего государства.
— Ушедший год был годом юбилея преподобного Сергия Радонежского. В наступившем году исполнится 1000 лет со дня кончины князя Владимира. Как будет отмечаться эта дата? И возможно ли не превратить это празднование в рутину?
— Такая опасность была и с юбилеем преподобного Сергия, празднование которого могло свестись лишь к богослужениям и торжественным собраниям. Но я думаю, что во время этого празднования произошло что-то очень важное. Во-первых, образ Преподобного стал более понятен людям. Все знали, что он монах, подвижник, но в сознании современного человека это какая-то очень узкая и специфическая сфера жизни. А вот когда стало ясно, что этот монах и подвижник, накопив огромный духовный потенциал, в какой-то момент вышел на общественное служение и действовал так, что, преодолевая междоусобную смуту, реально объединил княжества, вдохновил на битву Димитрия Донского, — все это обнаружило подлинный смысл служения преподобного Сергия. Кстати, у князя Димитрия было мало шансов победить Мамая, и, не благослови его преподобный Сергий, он вряд ли пошел бы на эту с военной точки зрения авантюру. Знаменательно, что слова,
71
которые принадлежали преподобному Сергию: «единением и любовью спасемся», — прозвучали и в устах нашего Президента. Это к теме единства истории, из которой нужно брать только положительное — единением и любовью спасемся. И думаю, что для очень многих год преподобного Сергия был годом переосмысления истории, а может быть, и формирования нового взгляда на сегодняшний день.
А князь Владимир для Руси знаменует цивилизационный прорыв нашего народа к христианству, переход из язычества с его страшными кровавыми культами и практически с отсутствием сдерживающих начал. Кем был Владимир до Крещения? Да разбойником на княжеском месте, насильником, убийцей! И вдруг этот человек внутренне меняется так, что народ его стал называть Красным Солнышком. Это к той теме, которую мы в самом начале затронули с вами, — внутреннее преображение личности. И к чему привело это преображение в терминах политики (потому что он был политиком)? К тому, что Россия осуществляет цивилизационный прорыв, она становится частью европейской культуры, причем как восточной, так и западной, потому что в то время это было единое культурное пространство. И в этом смысле, я думаю, празднование тысячелетия со дня кончины Владимира даст нам возможность о многом подумать: и об истоках человеческой силы, человеческого благородства, человеческой доброты, и, конечно, о том колоссальном толчке, которым стало для Древней Руси прикосновение к христианским ценностям.
— Вы говорите о прорыве. Но ведь трамплином для князя Владимира и Руси стал Крым.
— Он крестился в Херсонесе. Это исторический факт... Я хотел бы сказать, что в истории нет ни одного серьезного факта, по которому бы ученые в полной мере были согласны. Возьмем известную варяжскую теорию происхождения Руси: ее одни ученые принимали, другие — нет. Но памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый в Новгороде в 1862 году, является свидетельством того, что государство, народ считали именно 862 год датой начала своей государственности вне зависимости от научных подходов к этой теме, потому что абсолютное большинство источников, в том числе (что самое важное) летописей, говорят об этом. Вот точно так же летописи говорят
72
о крещении Владимира в Херсонесе. А то, как это интерпретируют ученые... ну что же, пусть интерпретируют.
— Ваше Святейшество, в эти рождественские дни ждем Вашего напутствия.
— Я хотел бы всем, кто сейчас нас слышит и видит, сказать следующее: величайшей ценностью в нашей жизни является мир. Вне мира человек не может реализовывать свой потенциал, все его силы уходят на борьбу. Мы состраждем украинскому народу. Мы видим, что такое война: сегодня телевидение показывает нам страшные картины бомбардировки мирных населенных пунктов, разрушения домов, смерть ни в чем не повинных людей. Я всем желаю мира. Я желаю мира державе Российской, я желаю мира Украинской земле. Я желаю, чтобы мир воцарился везде, где сейчас идет война, с тем чтобы люди могли тот небольшой отрезок, который дается им свыше — свою земную жизнь, — прожить так, чтобы раскрыть все свои способности и принести те дары Богу, которые открывают перед ними врата вечности.
— Благодарю, Ваше Святейшество, за то время, которое Вы нам уделили. Спасибо.
73
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.