Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в Троицком соборе г. Подольска, 25.10.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ «ИЕРУСАЛИМСКАЯ» В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ
г. ПОДОЛЬСКА

25.10.2013

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Досточтимый отец Александр3, настоятель сего святого храма! Матушки игумении, дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митр. Крутицкий и Коломенский.

2 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиеп. Можайский Григорий; епп. Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Балашихинский Николай, Зарайский Константин.

3 Прот. Александр Ганаба, настоятель Троицкого собора г. Подольска.

656

 

 

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником для города Подольска — чествованием Иерусалимской иконы Божией Матери.

Благодарю Вас, владыка, что Вы напомнили нам замечательную историю об исцелении жителей города Подольска после принесения из Бронниц иконы Божией Матери «Иерусалимская» по благословению святителя Филарета. Этот день — 12 августа по старому и 25 августа по новому стилю — вошел в духовный календарь Подольска и всей нашей Церкви как воспоминание о чуде избавления жителей сего града от смертоносной болезни.

Так и воспринималось то событие — как чудо. Чудесное действие Промысла Божия видим мы и в том, что храм этот, несмотря на грозное решение прежней власти закрыть его, как и все другие храмы города Подольска, и вычеркнуть даже память о духовной, церковной жизни из сердец людей, не был закрыт, хотя все условия к тому были. Ведь мы знаем, как в других городах и селениях закрывались и уничтожались храмы, как искоренялась из сознания людей вера, как людям запрещалось проявлять свою религиозность. И когда мы говорим о сохранении сего святого храма в Подольске, несмотря на страшные гонения, когда мы говорим о возрождении Церкви в нашей стране, разве мы говорим не о чуде?

Чудеса сопровождают нашу жизнь. Чудо есть такое явление или событие, которое необъяснимо с точки зрения знаний и опыта людей, которое выходит за пределы человеческого понимания. На чудо реагируют по-разному. Есть люди, которые отказываются понимать чудесные явления, они говорят: «Это выше моего понимания. Я не могу давать оценку тому, что произошло, но только знаю, что это не соответствует ни опыту жизни рода человеческого, ни знаниям, которые человечество накопило». Так нередко реагируют врачи, которые ставят больному смертельный диагноз, особенно хирурги, которые, вскрыв человека и увидев страшное разрушение организма, порожденное злокачественными опухолями, зашивают больного и отправляют его умирать домой, а потом, узнав, что человек этот жив, говорят: «Не знаем, что это».

Один выдающийся наш современник, русский хирург, о котором нельзя сказать, что он очень верующий человек, рассказал мне такую историю. Прооперированная им женщина, организм которой, как он видел, не имел никаких шансов на исцеление, через три года снова оказалась у него на операционном столе по совсем другой причине. Вновь

657

 

 

вскрыв эту больную, он с удивлением обнаружил, что нет и следа той страшной злокачественной опухоли, — весь организм, который был поражен метастазами, на этот раз оказался чистым. И тогда врач сказал: «Я не знаю, что это такое. Это превышает мои знания и мою способность понимать».

Есть и другие люди, которые, соприкасаясь с чудом, говорят: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Такие отвергающие чудо люди отталкиваются исключительно от той суммы знаний, которую накопило человечество, и от своего опыта, полагая, что существующая на данный момент совокупность знаний и их нынешний опыт покрывают все многообразие Божиего мира. Конечно, так могут говорить только люди высокомерные, надменные, которые абсолютизируют знания человечества на современном этапе, думая, что этих знаний вполне достаточно, чтобы описать все и вся. Мы знаем эти слова, вызывающие улыбку у разумных людей: «Наука доказала, наука решила». Проходит какое-то время, и оказывается, что наука опровергла то, что еще недавно считалось аксиомой.

Однако есть и иное отношение к чуду, когда человек, понимая разумом, что не способен объяснить то или иное явление, воспринимает его как действие руки Божией, как вмешательство Господа в нашу жизнь и в нашу историю, — вмешательство, которое словно приостанавливает законы физического бытия и нарушает логику исторических событий, как то случилось с возрождением нашей Церкви.

Возникает вопрос: почему же одни недоумевают, другие отрицают, а третьи принимают чудо Божие? Замечательные слова мы находим у преподобного Ефрема Сирина: «И как тело не может жить, если не вкусит хлеба, так и душа мертва, если не приобщится духовной мудрости»1. А святой Василий Великий разъясняет: «Под мудростью разумею созерцание Сущего»2, то есть созерцание Бога. Это есть величайшая мудрость, превыше всякого естественного человеческого знания. Это та мудрость, которая вводит человека в соприкосновение с Сущим, с Богом, с Творцом Вселенной, с Творцом законов, в силе

1 Ефрем Сирин, св. Творения. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Репринтное издание. Т. 1. С. 44.

2 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад, 1900. Ч. 5. С. 338.

658

 

 

и в воле Которого приостановить действие этих законов и изменить логику исторических событий.

Что же означает созерцание Сущего? Это означает, что каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение острое, пронизывающее, у других — слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13,12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве, к общению с Господом, словно мутными, больными глазами глядя через тусклое стекло, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами совсем скрывается из поля нашего духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.

Нельзя не увидеть знаки присутствия Божиего в том, что произошло в XX веке с нашим народом. Разве возрождение церковной жизни не стало Божиим чудом, знаком Божиего присутствия в истории? Даже своим слабым духовным зрением мы можем что-то увидеть. Но если мы укрепляем себя в молитве, если молитва постоянно сопровождает нас, если мы вступаем в общение с Богом, участвуя в таинствах Церкви, если мы открываем Богу свою душу, причащаясь Святых Таин Сына Его Единородного, то мы прозреваем, и расплывчатое изображение иной реальности становится все более ясным. Мы начинаем созерцать если не Самого Сущего, по слову Василия Великого, то, по крайней мере, Его яркий и убедительный след в нашей собственной жизни, в истории нашего народа, в истории рода человеческого.

Если мы обладаем таким зрением, то даже Божии чудеса перестают поражать нас. Они становятся для нас совершенно ясными по своей природе явлениями, и тогда мы можем видеть большие и малые чудеса в окружающем нас мире едва ли не каждый день своей жизни.

Собственно говоря, религиозный опыт человека и вырастает из его внутренней, личной духовной жизни, без которой даже самое яркое, наглядное чудо не может быть убедительным. Пятью хлебами и двумя рыбами насытил Господь пять тысяч человек (Мф. 14,15-21). Можно только представить себе это огромное скопление людей, собравшихся

659

 

 

на склоне галилейского холма, и то, что испытывали они в момент насыщения пятью хлебами и двумя рыбами! Но разве все они сохранили веру в то, что Иисус из Назарета, Который проповедовал им, является Мессией и Спасителем? Наверняка многие из них поддались соблазну, искушению или, как мы сегодня сказали бы, пропаганде, — и растворилось, исчезло из памяти это событие, перестало быть для них созерцанием Сущего.

Самое сильное основание веры — это наш внутренний духовный опыт, в котором мы должны возрастать, как возрастали наши благочестивые предки, как возрастали те, кто защищал этот храм, как возрастали те, кто в памяти своей сохранял чудо, явленное от Иерусалимского образа Божией Матери в городе Подольске в 1866 году. И да поможет нам всем Господь именно таким образом укреплять свою веру, и тогда мы будем видеть чудеса большие и малые и прославлять Господа, Который не оставляет народ Свой! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.