Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в храме в честь Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, 16.05.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ
РОССИЙСКИХ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ

16.05.2015

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец настоятель2, дорогие отцы, братья и сестры!

Только что отец Кирилл сказал очень правильные слова о том, что новомученики и исповедники — как защитники Родины. Когда в Великую Отечественную войну погибали за Родину и воины, и мирные жители, они отдавали жизни свои не за землю, поля и леса, не за фабрики, заводы или мосты: ведь и фабрики, и заводы, и мосты наши партизаны и наши войска взрывали при отступлении, когда нужно было помешать врагу действовать эффективно.

Что же тогда такое Родина? Родину осознавали как некую великую святыню, а потому и были готовы отдать за нее жизнь. Родина воспринималась, во-первых, как место, овеянное памятью о родных и предках, населявших ее на протяжении веков, и, во-вторых, как место, где сформировалась нация, вернее, то лучшее, что этой нации присуще, — ведь худшему не поклоняются и за худшее не отдают жизнь. Жизнь отдают за лучшее. А самым лучшим было то, что жило в сердцах защитников земли нашей, даже тех, кто не держал в руках оружия, но кто всячески содействовал победе, зная, что именно на этом месте, несмотря на огромные скорби, гонения на Церковь и репрессии, пребывает нечто возвышенное и святое. В сердцах и умах людей была некая доминанта, ради которой они были готовы и жизнь свою отдать. А поскольку эту доминанту нельзя осязать, значит, она принадлежит миру не физическому, а духовному.

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Истринский Арсений; архиепп. Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Илиан (Востряков), Гурий (Шалимов), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай, Зарайский Константин.

2 Прот. Кирилл Каледа.

604

 

 

На современном языке мы нередко пытаемся описать этот феномен как некую систему ценностей. Слова, безусловно, ущербные, потому что за какую-то искусственную систему ценностей никто жизнь свою отдавать не стал бы. Отдавали жизни именно за эту невидимую, неосязаемую духовную силу, за духовную сердцевину народной жизни, когда при слове «Родина» у людей слезы катились из глаз, при всем понимании того, что в жизни Родины было много тяжкого и даже безобразного. В этом смысле подвиг тех, кто погиб на войне, защищая Отечество, и подвиг тех, кто в мирное время погибал за ту же самую духовную сердцевину жизни нашего народа, соединяются воедино. Это некий общий подвиг, и, может быть, без одного не было бы и другого. Если бы новомученики и исповедники отказались от веры, от Христа, от Церкви, если бы они встали в ряды хулителей, то, может быть, и у народа не хватило бы духовной силы сопротивляться врагу. Поэтому с религиозной точки зрения жизнь, отданная за Родину, за ту самую духовную сердцевину, и подвиг новомучеников соединяются в великую жертву Богу, принесенную за спасение нашего Отечества.

В сегодняшнем Евангелии мы находим слова, которые было бы сложно понять здесь, в Бутове, человеку невоцерковленному: «И овцы за Мной идут, потому что слышат Мой голос, и Я даю им жизнь вечную, и никто из них не погибнет» (Ин. 10, 27-28). Скептики, взирая на страшные расстрельные холмы, могут сказать: «Как же так? Шли овцы на голос, а жизни-то нет, и погибли...» Эту трагедию человеческой смерти, где бы она ни происходила, невозможно осмыслить с точки зрения лишь здравого смысла, вне пасхальной вести. Господь говорит, что никто из тех, кому дана жизнь вечная, никто из овец, которые слышат Его голос и идут за Ним, не погибнет никогда. Это значит, что смерти нет. Это значит, что каждый идущий за Богом обретает бессмертие, — не мнимое бессмертие, выражаемое в поэтических категориях обезбоженной мысли, но реальное бессмертие, реальную вечную жизнь. Она действительно существует, и каждый, кто слышит голос и идет за Пастырем и Спасителем, обретает эту вечную жизнь. Иначе были бы абсолютно непонятны и многомиллионные жертвы нашего народа в Великой Отечественной войне, и многотысячные жертвы ни в чем не повинных православных христиан, ставших на защиту веры в поруганном Отечестве. Все это было бы невозможно охватить разумом. Если исключить из нашей жизни пасхальное измерение, то все теряет смысл,

605

 

 

ибо подвержено и осмеянию, и разрушению. Но бессмертие, которое Христос дарует нам Своим Воскресением, абсолютно меняет систему координат, абсолютно меняет систему жизненных ориентиров. Человек живет вечно тогда, когда он идет за Богом.

А как же люди, которые не идут за Богом, которые не живут в соответствии с Его законом, которые творят зло? Как же эти сотни мучителей и палачей, которые убивали здесь ни в чем не повинных людей? Как же те, кто подписывали страшные расстрельные списки? Как же те, кто развязали войну против нашего Отечества, бросив в ее топку миллионы и миллионы жизней? Они тоже бессмертны? Нет! То, что их ждет за гробом, нельзя назвать жизнью. Страшная вечная мука — это не жизнь. Не жизнь там, за гробом, у тех, кто попрал Божественный закон, кто сознательно ему противоборствует, кто соблазняет людей, кто пытается повести за собой миллионы, чтобы погубить их и для этой жизни, и для жизни грядущего века.

Пасхальное евангельское чтение у гробниц новомучеников и исповедников помогает нам понять смысл дивных слов Спасителя о том, что каждый, кто идет за Ним и слушает Его голос, наследует жизнь вечную. И дай Бог всем нам не по заслугам нашим, а по милости Божией, по вере нашей сподобиться вечной жизни с теми, кто погиб за правду, кто погиб за Родину, кто жизнь свою отдал за други своя (Ин. 15,13). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.