13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы, в церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Рязанском проспекте г. Москвы, 19.04.2015
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ,
В ЦЕРКВИ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ НА РЯЗАНСКОМ ПРОСПЕКТЕ г. МОСКВЫ
19.04.2015
Ваши Преосвященства1! Досточтимый отец Виктор2, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую пасхальным приветствием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сегодня первое воскресенье после Пасхи, которое в церковном Уставе называется по-гречески Антипасхой. Приставка «анти» в данном случае обозначает не противопоставление, а последующее событие: Антипасха — воскресенье после Пасхи, когда мы вспоминаем явление Господа и Спасителя ученикам и Его встречу с апостолом Фомой.
Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме потрогать Его руки и ноги, осязать Его язвы, вложить пальцы в Его пронзенные копьем ребра (Ин. 20,19-31).
Это евангельское повествование свидетельствует нам об очень многом. Прежде всего о том, что Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий, которое обладало некой исторической памятью. По единодушному мнению отцов Церкви, и каждый из нас так же воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Все, что хранит наша
1 Епп. Подольский Тихон, Воскресенский Савва.
2 Прот. Виктор Сандар.
581
память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить все, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда.
Образ воскресшего Спасителя с телом, пронзенным копьем, с руками и ногами, пробитыми гвоздями, есть свидетельство о драгоценности Божественного творения и нашего человеческого тела. Несмотря на то, что оно разрушается после смерти, силой благодати Божией оно будет восстановлено, хотя и будет отличаться от того тела, в котором мы сейчас с вами пребываем, как отличался и Спаситель после Своего воскресения от Того, каким Он был до восстания из мертвых.
Мы знаем, что Господь являлся в теле одномоментно в разных местах, то есть Его тело было вне времени и вне пространства. Мы знаем, что Он проходил через стены. Мы знаем, что Он пребывал где-то помимо того места, где Он общался со Своими апостолами. Все это является до поры до времени тайной, хотя многих из нас от этой тайны отделяют лишь годы — даже не десятилетия. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера — тогда будет знание и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил земной жизнью, я прожил бы ее иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.
Сегодняшнее воскресное чтение обращает нас к еще одной очень важной теме — к теме веры. Блаженны не видевшие, но уверовавшие (Ин. 20,29), — сказал Господь, явившись Фоме. Это означает, что вера создает убеждение в существовании мира, который лежит вне возможности познания нашими органами чувств. Этот мир не может быть познан зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Ведь обычно все, что мы познаём, входит в наш мозг, в наше сознание через органы чувств; и даже если мир познается абстрактным мышлением, то результаты этого познания, в конце концов, так или иначе связаны с нашим телом, с нашими органами чувств. А через веру мы познаём мир независимо от органов чувств.
Есть еще одно чувство, которое помогает людям верить и познавать внефизический, метафизический мир, — мы называем его религиозным чувством. Святые отцы учат нас, что это чувство присуще каждому, но один человек это чувство развивает, а другой — нет.
582
Кстати, можно провести аналогию: не только религиозное чувство помогает человеку познавать мир, и не только религиозное чувство требует развития. А музыкальный слух? А эстетическое чувство? Разве эти душевные качества, которые также способствуют познанию окружающего мира, присущи всем в одинаковой степени? Некоторые не улавливают гармонии, которая разлита в этом мире. Они не могут понять искусство. Они не понимают музыки. Они не могут познать то, что познают другие. А поэтическое чувство? Разве каждый человек восторгается поэтическим слогом? Для некоторых достаточно прочитать два стихотворения, чтобы заснуть...
Можно ли развить эстетический вкус? Да, можно, но этому нужно учиться. Можно ли развить поэтическое чувство? Быть может, не настолько, чтобы самому писать стихи, но достаточно, чтобы сознавать красоту чужого поэтического слога. Так и музыкальный слух можно развить настолько, чтобы, не имея способности создавать музыку или играть на музыкальных инструментах, наслаждаться гармонией звуков. Вот точно так же можно и нужно развивать религиозное чувство, чтобы выходить за пределы видимого мира и познавать метафизический мир, прикасаться к миру невидимому.
Но если для здорового человека не требуется никаких усилий, чтобы смотреть и видеть, слушать и слышать, трогать и осязать (потому что это часть его природы), то для развития и музыкального, и эстетического, и поэтического чувств нужно работать над собой. Точно так же нужно работать над развитием религиозного чувства, и эта работа складывается из многих усилий. Именно на это направлена вся вероучительная деятельность Церкви: помочь человеку развить религиозное чувство. Оно врожденное, оно присутствует в природе каждого, но его нужно развивать. Нельзя стоять на одном месте и, самое главное, нужно жизнь свою строить так, чтобы этого чувства не погубить, но пестовать его, развивать, совершенствовать. Тогда перед человеком открываются горизонты иного мира, так что он не осязанием, не зрением, не слухом, но внутренним религиозным чувством или, как мы говорим, сердцем чувствует Божественное присутствие. Это и есть религиозный опыт человека, и об этом Господь сказал Фоме: блаженны не видящие, но верующие. Эти слова от каждого из нас требуют большой работы над собой, чтобы ни в коем случае не погубить врожденного религиозного
583
чувства — этого замечательного органа, который помогает нам устанавливать связь с иным миром.
У святого Ефрема Сирина есть замечательные слова: как светильник не может гореть без елея, так без веры не может человек обладать добрыми мыслями. Почему так? А потому что для того, чтобы иметь добрые мысли, чтобы таких мыслей было больше, чем злых, чтобы эти мысли реализовывались в поступках, нужна вера, нужна связь с Богом. Только эта связь создает прочную систему жизненных координат, живя в которой, воспитываясь в которой человек привыкает формировать добрые мысли и творить добрые дела.
Вот почему вера жизненно необходима для человека. Религиозная сфера — не просто одна из сфер человеческой деятельности; как иногда говорят, мол, одни занимаются производством, другие — наукой, третьи — искусством, ну, а эти в веру подались. Нет! Вера — это область человеческой жизни, которая имеет глобальное измерение, и, только входя в эту сферу, человек способен возвышать свою душу, устремляться к Небу и преобразовывать окружающий его мир.
Пусть сегодняшнее воскресное евангельское чтение, как и замечательная духовная атмосфера первого воскресенья после Пасхи, содействует укреплению нашей веры, осознанию важности всего того, что мы делаем, когда приходим в храм, когда обращаемся к Богу с молитвой. И да поможет нам Господь возрастать в вере, без которой нет спасения! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.