Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 7.04.2012

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

7.04.2012

 

Ваши Преосвященства1, дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который в этом году совпадает с другим очень важным днем церковного календаря — с Лазаревой субботой, когда воспоминается самое великое чудо, совершенное Спасителем, — воскрешение Лазаря, человека, который четверо суток был мертв.

Благовещение по-гречески — Εὐαγγελισμός, а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один — Благая весть. Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого.

Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии. И часто наше внимание как-то проходит мимо этой Благой вести, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. Что же это

1 Епп. Подольский Тихон, Воскресенский Савва.

507

 

 

за Благая весть, равная по силе той, что свидетельствовала о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого? Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; посему и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим... и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его... и Царству Его не будет конца (Лк. 1,32, 35). Вот эти поражающие сознание слова Царству Его не будет конца и являются второй частью — не по значению, а чисто синтаксически — единого послания Бога роду человеческому, которое мы сегодня так торжественно вспоминаем.

Пресвятая Дева узнала, что Сын Ее будет иметь Царство, у которого нет конца. Это послание, конечно, выпадало из Ее личного опыта — оно выпадает из опыта любого человека, потому что люди не мыслят себе истории, включая свою собственную историю, свою собственную жизнь, без конца. Конец — это то, что непременно должно наступить. Для нас конец — это смерть. Конец для всей вселенной — это грозное, предвозвещенное Богом завершение человеческой истории, открытое нам в Апокалипсисе.

А что же означает Царство, которому не будет конца? Когда начинается это Царство? Где это Царство? Совершенно очевидно, что Царство это наступило тогда, когда родился Сын Божий. Он жил в простых человеческих условиях, в доме плотника. До 30 лет о Нем мало кто знал, и Евангелия сохранили так мало эпизодов из Его детской жизни. А затем были три года, которые словно взорвали всю такую затхлую и тяжелую духовную атмосферу античного мира, — три года, которые произвели духовную и нравственную революцию в истории человечества.

Может быть, эти три года и есть то самое Царство? Но ведь им наступил конец — Спаситель вознесся, и нет Его здесь, на земле. Нет, то Царство — это иное царство, оно не связано напрямую с физическим бытием этого мира. Источником того Царства не является то, что служит источником любого явления в этом мире, будь то явление физическое, политическое, общественное. Здесь чаще всего источником является человек, человеческое общество, человеческие законы, человеческая сила — ведь именно так устрояются человеческие царства, которым всегда приходит конец. Но Царство, о котором Архангел Гавриил сказал Пресвятой Богородице, — иное. Его источником является Бог, потому что только вечный Бог может создать нечто, что не имеет конца. А как же опознается это Царство? Где оно? Может быть, оно в будущем, может быть, его еще нет? Оно наступило с пришествием в мир

508

 

 

Спасителя. Это есть некий параллельный духовный мир, параллельная реальность. Ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева — Царство объемлет течение человеческой истории, и сама история развивается в духовном лоне этого Царства.

А можно ли как-нибудь его увидеть, прикоснуться к нему? Сегодняшнее повествование о воскрешении Лазаря — это и есть соприкосновение с тем Царством, которому не будет конца. Господь Иисус Христос Божественной силой воскрешает мертвеца, наводя ужас на всех присутствующих, потому что тот уже три-четыре дня пробыл в гробовой пещере — и вышел по зову Спасителя, обвитый саваном, погребальными пеленами (Ин. 11,1-45). От них, наверное, плохо пахло, они уже слиплись. Это было страшное зрелище, и Господь говорит: Развяжите его. Наверное, Он торопил людей — нужно было положить конец этой картине разложения и гибели человека и явить иную картину, иной образ — образ Божественного царства.

И в личности воскресшего Лазаря Царство врывается в человеческий мир, его созерцают сотни людей — ведь именно поэтому такое огромное количество людей, потрясенных воскресением Лазаря, встречали Спасителя, когда Он восходил в Иерусалим. Но, может быть, это единственный, уникальный случай соприкосновения людей, живущих в этом мире, с тем Царством, которому не будет конца? Совсем нет. И сегодня каждый из нас имеет возможность прикоснуться к этому невечернему Царству Божественной славы. Мы чувствуем присутствие этого параллельного мира, когда открываем ум свой, душу свою навстречу Богу в молитве; когда причащаемся Святых Христовых Таин и чувствуем, как благодать Божия преобразует нашу природу, дает нам силы, разум, мир, радость. Мы соприкасаемся с этим Царством всякий раз, когда встречаемся со светлыми, святыми людьми, живущими по закону Божиему. Глядя в их светлые глаза, мы видим отблеск этого Царства. Мы соприкасаемся с этим Царством, когда соприкасаемся с красотой Божиего мира, потому что грех извратил нравственную природу человеческого бытия, но не мог извратить красоту мироздания, красоту космоса, красоту Земли. Мы соприкасаемся с этим Божественным Царством тогда, когда поражаемся силой, чистотой человеческого творчества; когда говорим о том или ином произведении искусства, будь то словесное или изобразительное, что художник «имел в себе искру Божию». Мы говорим, что без этой искры не было бы этого

509

 

 

произведения, не было бы этого прозрения, не было бы этого явления гармонии, и говорим правду, потому что искра Божия, воспламеняющая талант человека, — это тоже сигнал из параллельного мира, из Божиего Царства.

Мы питаемся энергией того Царства, и неизвестно, что было бы с миром, с космосом, с родом человеческим, если бы тот мир и этот не имели великой связи, которую мы именуем током Божественной благодати. Энергия того Царства переходит в энергию земной жизни. Именно та самая энергия и воскресила Лазаря. Именно та самая энергия и воспламеняет таланты человеческие. Именно та самая энергия дает людям мужество отстаивать то, что для них дорого, в первую очередь веру, не боясь никаких гонений и никаких глумлений. И мы знаем, что вся история Церкви отмечена множеством примеров мученичества и исповедничества.

Ну разве без той внеземной Божественной силы мог бы слабый человек воскреснуть, или пойти поперек общего течения, или идти на смерть ради веры своей, не боясь никаких самых страшных мучений? То самое великое Благовещение, дарованное Деве Марии, помогает нам понять, что произошло с миром и с человеком в результате того, что Она, Пречистая Дева, родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, мир стал другим. Не тот самый эмпирический мир, в котором мы живем, — полный злобы, клеветы, лжи, насилия. Он так и будет бороться сам с собою, стараясь вовлечь в эту борьбу тех, кто стремится прикоснуться к миру иному, и мы знаем, чем закончится бытие этого мира. Но для того чтобы он не поглотил нас, мы никогда не должны забывать о том, что совсем рядом, не где-то на каком-то физическом расстоянии, а пронизывая и проникая в каждого из нас, существует иной, Божественный мир, о котором получили мы откровение через Благовещение Пресвятой Девы Марии. И пусть это Благовещение, которое тогда так наполнило радостью, уверенностью чистую и святую Деву, и сегодня даст силу и уверенность всем нам, живущим великой надеждой на то, что «Царству Его не будет конца» и что каждый из нас через веру, молитву, открытость навстречу слову Божиему через таинства Церкви соприкасается с этим вечным миром Божественной славы. Аминь.

510


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.