Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Сретения Господня в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, 15.02.2015

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СРЕТЕНСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

15.02.2015

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство1! Досточтимый отец Тихон2! Дорогие насельники сей обители! Дорогие братья и сестры!

Сегодня великий двунадесятый праздник Сретения Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Я рад, что мы встречаем этот праздник в московском Сретенском монастыре. И хотя этот монастырь учрежден в честь иного сретения — Владимирской иконы Божией Матери, избавительницы Москвы, но и в библейской истории, и в нашей средневековой русской истории одна и та же идея, одна и та же истина. Я хотел бы об этой идее, об этой истине поразмышлять.

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Пермский и Кунгурский Мефодий, Тульский и Ефремовский Алексий, Томский и Асиновский Ростислав, Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; еп. Солнечногорский Сергий.

2 Архим. (ныне еп. Шатурский) Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального монастыря.

437

 

 

Встреча в Иерусалимском храме была неслучайной. Ведь мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и Анной. Но разве только они были в храме? Всегда в Иерусалимском храме было множество народа. Не знаем, сколько — десятки или сотни, а может быть, и больше. Эти люди приходили в храм для того, чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что храм был самым важным местом для иудейского народа. Но никакой встречи не произошло для десятков, сотен или, может быть, даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм. То была неслучайная встреча неслучайных людей.

Мы знаем, что речь идет о праведном Симеоне и Анне Пророчице, которые всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние их души было таково, что позволяло встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью, — в отличие от всех остальных, включая, может быть, первосвященника и священников, левитов и огромное количество паломников. Встреча с Богом — это состояние души. Именно поэтому мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса с праведным Симеоном и с благочестивой Анной, уже в то время именовавшейся пророчицей. Но если вы спросите на улице какого-нибудь человека о том, встречался ли он с Богом, то он просто не поймет вас. И если спросить даже у верующих людей: «А вы с Богом встречались?», многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом есть особое состояние души.

А когда, как и при каких условиях человек может встретиться с Богом? В первую очередь — в молитве. Если молитва искренняя, сердечная, покаянная, если молитва переворачивает сердце, если вдруг, неожиданно у мужественного человека на глазах появляются слезы, то это значит, что в момент этой сокрушенной, покаянной, сильной молитвы состояние его души стало таким, что Бог мог прикоснуться к ней. Потому что подобное, как говорили древние, познается подобным и в злохудожную душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, повиннем греху (Прем. 1,4).

Но только ли в молитве совершается эта встреча? Иногда в человеке происходит удивительная внутренняя перемена от созерцания красоты окружающего его мира, от созерцания гармонии бытия, которая выражается, в частности, и в человеческом творчестве. Мы знаем потрясающие, не оставляющие человека безразличным произведения

438

 

 

искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, когда кажется, что, взирая на дивные и гармоничные формы и на глубочайшее гармоничное содержание, как то бывает в литературе и в поэзии, соприкасаешься с иным миром. Что это такое — заблуждение? А быть может, прелесть? Совсем нет, потому что Бог есть гармония. И Богу было угодно закон гармонии положить в основу бытия Вселенной, космоса. И, начиная от элементарных частиц до макрокосмоса, везде действует закон гармонии.

Казалось бы, какое еще нужно доказательство бытия Божия? Если все произошло случайно, то должен действовать закон хаоса, безобразия, случайностей. А случайности всегда сталкиваются друг с другом, и результаты этих столкновений могут быть очень разрушительными. Но ничто не разрушается, а если и разрушается, то по вполне логичным причинам. Весь космос существует в удивительном, гармоничном сочетании. Это хорошо понимают ученые. А простые люди, взирая на красоту Божиего мира, на сочетание единых красок, на это волшебство, а лучше сказать, Божественное чудодейство, разве не встречаются с Богом? Мы видим, мы чувствуем Его.

Но совершенно особым образом происходит наша встреча с Господом в момент Святой Евхаристии, когда с раскаянным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия — не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила — прикасается к нашему сердцу. А все остальное — и пение, и внешняя красота — как бы подхватывает эту удивительную встречу нашего сердца с Богом.

Сегодня мы вспоминаем о Страшном суде. Это воскресенье называется Неделей о Страшном суде, и Евангелие читалось о Страшном суде. Так вот, наша встреча с Богом, которая будет уже не предметом веры, а предметом нашего знания, состоится именно тогда. И как праведный Симеон и пророчица Анна из многих удостоились подлинной встречи с Господом, так и мы не всегда, не каждый день и далеко не все сподобляемся встречи с Господом в молитве, через созерцание красоты мира или в Таинствах. И той встречи с Богом сподобиться сможет не каждый, потому что подобное познается подобным. И до конца наших земных дней Господь дает нам возможность таким образом устраивать свою жизнь, чтобы быть способными встретить Его не только мимолетно

439

 

 

в этой земной жизни, но и в вечности, войдя в великую Божественную славу и получив великий дар вечной жизни с Богом.

Пусть предстоящий Великий пост поможет нам и пережить хотя бы мимолетные встречи с Господом, и укрепиться в мысли о том, что только изменением своей внутренней жизни, обретением пред Богом оправдания и прощения грехов мы сподобимся вечной встречи со Христом в веке грядущем. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.