13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, 19.01.2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
В ЕЛОХОВЕ
19.01.2014
Всех вас, дорогие владыки1, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня!
Ныне явилась благодать Божия (Тит. 2,11), — говорит в Послании к своему ученику апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что
1 Епп. Подольский Тихон, Воскресенский Савва.
430
благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию, — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа.
Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному Промыслу, отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Чис. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16,35)? И когда по велению Божиему был создан первый ветхозаветный храм — скиния, во Святая Святых (особое отделение скинии) был помещен Ковчег Завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9,4).
И Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множества ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей посредством предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя (Мф. 9,20-23). Исцелялись те, на кого падала тень проходящего апостола Петра (Деян. 5,15). Исцелялись от прикосновения платков (Деян. 19,12), частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов. Исцелялись водой, — ведь именно так еще при Пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана очищались и освящались люди.
Другими словами, в нашем мире и в нашей жизни все взаимосвязано — духовное и материальное, и мы знаем точно, что без Божественного начала и Божественной силы не может существовать материальный мир. Господь посылает Свою благодать на все — на весь космос, на живое и на неживое, но особым образом Он направляет Свою благодать на предметы, связанные с религиозным опытом людей. Мы знаем о существовании чудотворных икон, мы знаем о существовании чудотворных предметов. И сегодня мы все с вами были соучастниками таинства великого освящения воды, когда вода — физический предмет, химическая субстанция — пронизывается благодатью Божией, не теряя своих материальных свойств, но обретая особое духовное свойство.
431
Другими словами, весь многотысячелетний религиозный опыт людей свидетельствует о том, что Божественная сила действует не только непосредственно на сознание, ум, волю или физические силы человека, но и передается через предметы, которые Богом избираются для того, чтобы быть хранилищами и раздаятелями благодати.
Мы особенно чувствуем силу благодати Божией, исходящую от священных предметов тогда, когда соприкасаемся с общехристианскими святынями. В этом году по милости Божией со Святой Горы Афон к нам привезены Дары волхвов — великая святыня, которая с первых дней существования христианства хранилась сначала в семье Девы Марии и Иосифа Обручника, а затем в Иерусалимской христианской общине. Эта великая святыня, к которой прикасались руки Самого Спасителя и Его Пречистой Матери, напитана Божественной благодатью, и она отдает благодать людям на протяжении двух тысяч лет. Все православные люди знают, какова сила подлинной святыни, на которой почиет Божественная благодать, и многотысячные очереди, что выстраивались в нашем граде и в Петербурге и еще будут выстраиваться в Минске и в Киеве, свидетельствуют о горячей вере людей в то, что через эти священные предметы, привезенные к нам для поклонения, благодать родившегося в Вифлееме Спасителя передается тем, кто с верой к ним прикасается.
Всегда были, есть и будут люди, которые не верят в Бога и для которых все то, о чем мы говорим, не существует. Не потому, что они могут доказать обратное, а просто потому, что им не дано поверить до какого-то момента их жизни, ведь вера есть Божий дар. То, что эти люди не признают святынь, — понятно. Но скорбью наполняется сердце, когда люди, называющие себя православными, уподобляют идолопоклонникам своих братьев и сестер по вере, которые многие часы стоят для того, чтобы поклониться святыням. Здесь уже нельзя сказать, что эти люди не знают учения Церкви, что они не знают тех примеров, которые я сегодня привел, что они не знают, что все то, к чему прикасается благодать Божия, становится носителем этой благодати. Какой же грех на душу принимают эти люди, которые своими публичными высказываниями пытаются осквернить добрые и светлые чувства тех, кто с глубокой верой идет навстречу Богу, прикасаясь к святыням!
Много чего было за две тысячи лет христианской истории. Мы сегодня живем в трудное время (хотя легких времен никогда не бывало!). И нашим христианским ответом на все то, что пытается поколебать нашу веру, должна быть глубочайшая убежденность в правоте слова
432
Божиего, в правоте христианской традиции, в правоте того сокровища веры и благочестия, которое хранится в Церкви и прикасаясь к которому мы способны изменить свою жизнь к лучшему.
Я поздравляю всех вас, мои дорогие, с великим праздником! Радуюсь тому, как много людей посещают в этот день храмы, как люди, еще вчера невоцерковленные, ныне, не боясь морозов, окунаются в крещенскую купель. Для кого-то и это может показаться неразумным, но так совсем не считают те, кто совершают этот подвиг, о чем мы слышали вчера и сегодня из средств массовой информации.
Мы знаем, что подлинный религиозный опыт человека — это и есть основание его веры. Дай Бог, чтобы вера православная всегда хранилась в нашем народе, чтобы никакие соблазны и хитросплетения не делали эту веру слабее, чтобы по вере обретали мы дар благодати, в том числе и тот, который получаем сегодня, в день Богоявления Господня, через святую воду. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.