13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 8.04.2015
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
8.04.2015
Ваши Преосвященства, дорогие владыки1, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с Великой Средой! В этот день мы размышляем о двух пороках — сребролюбии и предательстве — на примере Иуды, который за деньги предал Спасителя. Это повествование о падении Иуды развивается на фоне замечательного события, когда женщина в доме Симона прокаженного во время вечери, на которой присутствовал Спаситель, возлила на Него драгоценное миро (Мф. 26, 6-16). Драгоценной эта жидкость называлась потому, что стоила огромных денег, ее не употребляли в быту. Эта драгоценная жидкость возливалась на царей при поставлении их на царство. И, наверное, чтобы скопить денег на ту сткляницу, что была разбита для Спасителя, нужно было трудиться долгие-долгие годы. Была ли богатой эта женщина? Несомненно! Другой разговор, что, может быть, полжизни потребовалось на сбор средств, для того чтобы купить миро, но на тот момент, когда она поднесла сосуд с миром к телу Спасителя, она была очень богатой.
Когда мы размышляем о материальных средствах и, основываясь на слове Божием, на творениях святых отцов, убеждаемся, что сребролюбие есть грех, нам нужно ясно понимать следующее. Владение средствами и сребролюбие — это разные понятия. Женщина, которая все свое имущество отдала Богу, не имела в сердце своем сребролюбия, хоть у нее и были средства, и средства значительные. А несчастный Иуда, возбужденный этим событием, не мог пережить того, что увидел. Как свидетельствует Евангелие, он был вор — носил ящик с общими
1 Епп. Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва.
413
деньгами, которые принадлежали всем апостолам, и часто использовал эти деньги для себя (Ин. 12, 6). Поступок женщины бросал ему вызов такой силы, что нужно было либо отразить его, либо, приняв, изменить всю свою жизнь. Но на последнее у Иуды не было сил, и он идет и за деньги предает Спасителя-
Предательство — это то, с чем мы сталкиваемся неожиданно. Если мы заранее знаем, что тот или иной человек может нас предать, то это уже почти и не предательство. Предательство всегда происходит неожиданно, когда мы его не ждем, и у нас чаще всего нет никакого оружия, чтобы защититься, чтобы победить это зло. Сам факт предательства, его неожиданность, возможные тяжкие последствия для жертвы означают, что на стороне предателя — сила, а на стороне предаваемого — слабость. Вот почему предательство переживается так тяжело. Многие говорят о том, что способны простить все, кроме предательства, потому что предательство ранит душу так, как ни один другой человеческий порок. Ну, а если предающий всегда сильный, а предаваемый — слабый, то как же слабому вести себя в такой ситуации? И есть ли какое-нибудь оружие против предательства? Нет оружия. Оружие можно употребить, когда ты заранее знаешь, что некий человек выступит против тебя или твоих интересов, но, как было сказано, это уже не будет предательством, если мы о нем знаем заранее.
Так что же остается предаваемому человеку? Остается лишь одно — вспомнить Иуду. Предательство всегда оборачивается крахом того, кто предает, поскольку тот, кто предает, предает себя Божиему суду. Это тот случай, когда человеческий суд чаще всего беспомощен. Иногда, когда речь идет о предательстве Родины или интересов большого количества людей, работает и гражданский суд, — но это лишь в отдельных случаях. А когда предательство происходит в личной или семейной жизни, в отношениях между друзьями, то никакого суда быть не может. И потому, когда мы сталкиваемся с этим страшным человеческим грехом, мы должны отразить его простыми словами: предаю тебя в руки Божии. И как было наказано предательство Иуды, так наказуемо и всякое человеческое предательство, и не только в жизни будущего века, но и в этой земной жизни.
Великая Среда несет в себе замечательные смыслы. И если мы принимаем их своим разумом, если напитываем ими свою душу, то на многое начинаем смотреть иначе — через призму Божественной правды,
414
а только такой взгляд на самого себя и на окружающий мир является правильным и спасительным. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.