Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю пятую Великого поста в новоосвященном Троицком храме бывшего Княже-Владимирского женского монастыря в пос. Филимонки г. Москвы, 29.03.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В НОВООСВЯЩЕННОМ ТРОИЦКОМ ХРАМЕ БЫВШЕГО
КНЯЖЕ-ВЛАДИМИРСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
В пос. ФИЛИМОНКИ г. МОСКВЫ
29.03.2015

 

Ваши Преосвященства1! Досточтимые отцы, братья и сестры! Отец Димитрий2, настоятель сего святого храма!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием — освящением этой замечательной церкви, у которой прекрасная история и которая с художественной и архитектурной точки зрения является замечательным памятником нашего национального искусства. Она была разрушена, поругана, как большинство храмов на Руси. Поэтому всякий раз, когда мы освящаем возрожденный храм, мы утверждаем этим одну великую истину — Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7). Сколько же сил на протяжении двух тысяч лет было положено на то, чтобы навсегда из сознания людей ушло имя Господа Иисуса Христа! Это были и внешние гонения на Церковь, и провоцируемые изнутри расколы и разделения. Это было непонимание властей, а иногда чрезмерная забота, которая сковывала Церковь, мешая ей свободно развиваться. Трудно перечислить все те испытания, через которые прошла Вселенская Церковь Христова.

Но для всех очевиден факт: в XXI веке мы молимся так же, как молились наши благочестивые предки и сотни, и тысячу лет тому назад, мы исповедуем те же самые истины, мы пытаемся основывать свою жизнь на тех же нравственных принципах, которые Господь предложил нам через Свое Евангелие. И даже один только исторический путь Церкви должен вразумить тех, кто еще сомневается! Разве без помощи Божией могла бы устоять в течение двух тысяч лет человеческая институция, если бы она была создана на мифе, на лжи, на заблуждении? Даже институции, которые создавались силой человеческой мысли, философских знаний, мощью государства, не могли просуществовать столько.

1 Епп. Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва.

2 Прот. Димитрий Кувырталов.

407

 

 

А Церковь существует. Она существует не потому, что ею управляют какие-то выдающиеся личности, не потому, что она основывает свою деятельность на каком-то особом интеллектуальном базисе, не потому, что она хорошо организована... Она существует только потому, что она — Церковь Божия и о ней заботится Сам Господь Иисус Христос.

Но эта забота проявляется не сверхъестественным образом. Она осуществляется через людей. Люди, вдохновляемые христианскими идеалами, понимая значение веры, Церкви, делают все для того, чтобы поддержать ее, в частности и ее внешнее, материальное бытие. Как человек создан из души и тела, так и Церковь, являясь телом Христовым, имеет духовное измерение, но одновременно, как сообщество людей, она имеет свою организацию, свои материальные потребности, для того чтобы существовать и делать все, что она призвана делать в отношении личности и общества. Очень многие люди, понимая особую роль Церкви, откликаются своей душой, сердцем, жизнью, помогают своими средствами, организационными способностями. Мы глубоко благодарны всем тем, кто в этот особый период истории Русской Церкви содействует возрождению святынь, а значит, и утверждению непререкаемого духовного авторитета, который Церковь основывает не на человеческом факторе, а на Божественном Откровении.

Сегодня мы празднуем память святой Марии Египетской. Большинство церковных людей знают ее житие — оно удивительное, почти сказочное. Но Церковь никогда не подвергала сомнению это жизнеописание, оно соответствует действительности. Церкви пытались навязать много разных историй. Вспомним так называемые апокрифы. Их создавали разные люди, а иногда целые организации. Их пытались внедрить в церковное сознание, а Церковь их отторгала. А житие Марии Египетской было принято как аутентичное, подлинное свидетельство о совершенно потрясающем духовном опыте человека.

Кратко напомню вам историю ее жизни. Мария была падшей женщиной в портовом городе Александрии и не имела никакой особой связи ни с Богом, ни с Церковью. Но в какой-то момент ей захотелось побывать в Палестине, она отправилась туда, однако не была допущена к святым местам, потому что какая-то непонятная сила удержала ее, когда она хотела ступить в Божий храм. И в этот момент в сознании женщины произошел переворот: она принимает решение не возвращаться в Александрию, оставить все и уйти за Иордан, в пустыню.

408

 

 

Сегодня за Иорданом расположено государство Иордания, с дорогами, отелями, с городами и поселками, хотя до сих пор сохранились части той прежней, заиорданской пустыни. А в то время пустыня простиралась на сотни и сотни километров. Она не была такой, как сегодня. В той пустыне жили дикие звери, в том числе и львы, которые сегодня там не живут. Нахождение в той пустыне было совсем небезопасным. Мария переходит через Иордан, не имея ничего — ни денег, которые там и не очень были нужны, ни куска хлеба. Она начинает питаться тем, что дает пустыня, она живет без крыши над головой, ее одежда истлевает. Те, кто бывал в заиорданской пустыне в зимнее время, знают, что там бывают холода и иногда даже выпадает снег, а летом — страшная жара, которая выжигает все живое — траву, растения. И эта женщина, обнаженная, без крыши над головой, без куска хлеба живет в этой заиорданской пустыне не год, не два — десятки лет! И когда один из иорданских подвижников, преподобный Зосима, встречает ее, то он видит в ней не человека, а ангела.

Еще в XIX веке замечательный проповедник святитель Иннокентий Херсонский, размышляя о жизни святой Марии Египетской, говорил о том, что современному человеку трудно все это понять и, конечно, невозможно осуществить. Но, опираясь на опыт Марии, он произнес замечательные слова: нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню. Эти слова, думаю, могут быть понятны и людям XXI века. Путь Марии из самой бездны греха пролегал через покаяние и привел к уединению, к абсолютному ограничению своих потребностей, к жизни в соответствии с волей Божией, в полном доверии к тому, что Бог совершит в отношении нее. Если бы ей суждено было умереть от голода, от жажды, быть растерзанной дикими зверями, она была готова принять эту смерть. Эта женщина ничего не боялась. Она стремилась к уединению. А почему? Потому что, оставаясь наедине с самим собой, человек начинает лучше понимать себя. Он видит свои слабости, ничто внешнее не провоцирует его на ложь, на греховные поступки — есть он, Бог и больше никого. Уединенность является важным условием формирования человеческой личности.

Конечно, вряд ли кто-нибудь из современных людей готов повторить подвиг Марии Египетской... Но это не значит, что мы не должны серьезно воспринимать повествование о ее жизни в пустыне. Наоборот, это означает, что мы должны задуматься о том, почему же эта светская

409

 

 

женщина, столь погрязшая в грехах мира сего, ушла в уединение? Ответ, конечно, один: когда человек начинает серьезно анализировать свою внутреннюю жизнь, когда он пред Богом исповедует свои грехи, когда он сознаёт свое несовершенство, ему нужно сконцентрироваться, ему нужно подумать, нужно принять какие-то меры к самоограничению. И тогда уединение становится жизненной необходимостью, потому что житейская суета не дает возможности произвести столь трудную работу по преобразованию своей собственной души.

Конечно, возникает вопрос: а как же быть нам, современным людям, где найти такое уединение? Многие работают долго, особенно те, кто трудится во власти или занимается каким-то ответственным бизнесом. Иногда спрашиваешь у такого человека: сколько вы работаете? Отвечает: почти 12 часов в день. Где же такому человеку, вовлеченному в круговерть повседневной жизни, найти ту самую пустыню, — как говорит святитель Иннокентий, внутреннюю пустыню, — где можно было бы уединиться?

Наверное, ответ будет очень неожиданным: всякий раз, когда мы приходим в храм Божий, мы оказываемся в этой пустыне. Иногда нам трудно стоять в храме, особенно если служба продолжительная. А ведь в этом есть особый смысл. За 15-20 минут не переключишь своего сознания, не забудешь о проблемах, которые тебя преследуют, не уйдешь в свою внутреннюю пустыню — нужно время и нужен даже некий физический подвиг. Ведь и Мария совершала физический подвиг. Стояние в храме и есть маленькое подобие того самого подвига. Этот подвиг влияет на наше умственное и духовное состояние и способствует мобилизации внутренних сил. Когда мы пребываем в храме, мы можем подумать о своей жизни, о своих родных, близких, об отношениях с ними, мы можем исповедовать Господу то, что стесняемся сказать священнику, но пред Господом мы ведь можем все исповедовать — всю свою ложь, всю свою неправду, все свои грехи.

Богослужение — это и есть пустыня посреди мятущегося мегаполиса. Входишь в храм — и перед тобой открывается иорданская пустыня, конечно, без тех испытаний, что проходила преподобная Мария. Но результат может быть похожим... Святости такой мы не достигнем, но научимся очищать свою душу, оттачивать самосознание, научимся внутреннему анализу, обретем способность препарировать все внутренние движения своей души.

410

 

 

Когда люди отправляются в паломничество, в монастыри, это тоже подобно посещению пустыни. И это уже не два с небольшим часа пребывания в храме... Знаю, как многие наши соотечественники мужского пола, посещая Афон и прикасаясь к этой святыне, говорят, что ничего подобного в жизни своей они не испытывали. Но любой монастырь может быть такой пустыней. И поэтому так важно совершать паломничества, вырываться из житейской суеты, уезжать на несколько дней молиться, отождествлять себя с монашеской общиной, жить той же жизнью, питаться, как они питаются, молиться, как они молятся. Это открывает для человека возможность войти в опыт пустынной жизни, столь необходимый для спасения.

Пример святой преподобной Марии Египетской остается для нас загадкой и недостижимым идеалом. Но если мы будем обретать опыт пустынножительства, уединения во время молитвы в храме, во время посещения святых обителей, то, может быть, какая-то частица ее опыта станет и нашим опытом. Ради этого Церковь и вспоминает в пятое воскресенье Великого поста имя святой преподобной Марии Египетской. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.