Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, 25.02.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В СРЕДУ ПЕРВОЙ
СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В БОГОЯВЛЕНСКОМ

КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ В ЕЛОХОВЕ

25.02.2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во время Великого поста каждому православному христианину подобает особое внимание уделить своей внутренней жизни. Как учат нас святые отцы, мы должны обрести навык познания самих себя, а вместе с познанием выработать и навыки контроля за тем, что происходит с нашей душой, как мы реагируем на окружающий нас мир, на людей, какие слова говорим, какие мысли у нас возникают, соответствует ли все то, чем мы отвечаем миру, тем требованиям, которые Господь к нам предъявляет. От этого самоконтроля важно переходить к самовоспитанию, потому что только мы сами способны обуздать свои страсти, удержать свой язык от зла и сделать еще многое, что поможет нам изменить нашу внутреннюю духовную жизнь к лучшему. Поэтому в дни Великого поста надлежит особым образом размышлять как о грехах, так и о добродетелях.

Сегодня мне хотелось бы напомнить вам замечательные слова 118-го псалма пророка и псалмопевца Давида: Воздрема душа моя отуньтия (Пс. 118, 28). Псалмопевец говорит о том, что уныние привело его душу в некую духовную спячку. Он задремал, то есть заснул. Этот образ сна, который псалмопевец Давид предлагает нам к размышлению о грехе уныния, очень сильный и правильный образ. Что происходит, когда мы засыпаем? Мы теряем связь с реальностью. Все

373

 

 

функции нашего организма перестраиваются, мы разрываем контакт с окружающим миром. Нередко нас посещают сновидения, которые являются лишь некими отображениями реальности, наших внутренних страхов или каких-то сокровенных помыслов. Но все это не имеет прямого отношения к той жизни, которой мы призваны жить, действовать, спасаться.

Уныние вводит нас в состояние, отличное от обычного состояния жизни, — и в этом опасность греха. Святой Исаак Сирин говорит о том, что причина уныния — это безделье, праздное времяпрепровождение. Да, действительно так. Очень часто праздность приводит человека в состояние уныния. Именно поэтому святые отцы, подвижники, воспитывая своих учеников, всегда говорили о том, что первейшим средством преодоления этой духовной спячки является труд. Когда человек трудится, особенно во славу Божию, то не может быть праздности и никогда не будет уныния.

С другой стороны, подвижник и отец Церкви Иоанн Кассиан Римлянин утверждает почти обратное: что уныние порождает праздность и беспокойство. Можно подумать, что два подвижника, которые говорят об одном и том же — о связи уныния и праздности, — противоречат друг другу. Но это лишь на первый взгляд. Совершенно ясно одно: праздность и уныние связаны друг с другом, а что здесь первично, что вторично — зависит от обстоятельств жизни.

Но бывает и иначе. Уверен, каждый из нас испытывал тяжелое состояние уныния, и отнюдь не от праздности. Как часто уныние связано с большим горем, с потерей близких! У многих уныние возникает тогда, когда срываются жизненные планы, когда распадается семья, когда человек лишается работы, когда вдруг ему катастрофически не хватает средств для существования и поддержания своей семьи, и, не находя выхода из этих трудных жизненных ситуаций, он впадает в уныние, то есть в спячку, в сон. Воздрема от уныния душа моя, — говорит псалмопевец.

Можно ли преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства в состоянии сна? Это все равно что задать проснувшемуся человеку вопросы: а почему ты не преодолел ту или иную проблему, когда спал? Почему не решил свои сложные жизненные вопросы, когда спал?.. Никто вам на эти вопросы не ответит и даже не поймет их, потому что в состоянии

374

 

 

сна невозможно решать проблемы и тем более преодолевать трудности. Поэтому самым греховным, самым неверным, самым опасным для человека состоянием, которое возникает в результате житейских трудностей, является уныние. Так Иоанн Кассиан Римлянин и говорит, что уныние — это болезнь, которую нужно исторгнуть из своей души.

Но нередко бывает и так, что, впадая в уныние, в какой-то момент мы начинаем к этому унынию привыкать. И тогда у нас даже меняется выражение лица. Иногда встречаешь человека с печатью некой мировой скорби на лице и понимаешь, что это не сиюминутное его состояние, а выражение лица, вызванное постоянным унынием. Художник может даже выразить этот грех в красках, на портрете. Человек унывающий становится очень тяжелым для окружающих, он пребывает в этом сне, он недееспособен и пытается опираться на других, как бы отбирая у них энергию, потому что собственной энергии ему не хватает.

Все это можно было бы отнести к разновидностям болезни, и, может быть, кто-то из медиков так и скажет: да, речь идет просто о болезни. А святые отцы говорят о грехе и, сравнивая этот грех с болезнью, предлагают вырвать его из своей души. И в самом деле, если посмотреть в корень этого явления, то в основе такого душевного состояния человека будет слабая вера. Не доверяет человек Богу. Он не может понять, почему проходит через те или иные обстоятельства. А будучи расслабленным безделием, даже и не задумывается об этом, давая темным силам втянуть себя в страшную трясину, которая губит человека.

Сильная вера, надежда на Господа испепеляют всякое уныние. Хотел бы посоветовать каждому, кто меня сейчас слышит: в момент, когда вас будет посещать уныние, обратите ко Господу простые слова: «На все воля Твоя — и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная, — Ты попустил мне все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния». Обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем. В ответ на такую молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Иногда на это уходит некоторое время. Но нельзя терять веру в то, что все в руках Божиих — и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии и таким образом обретает возможность стряхнуть с себя дремоту, порожденную

375

 

 

унынием, и работать как над самим собой, так и над решением тех проблем, которые могут быть причинами уныния.

Не случайно святые отцы называют уныние грехом особой разрушительной силы. Здесь почти все те, кто говорит об унынии, — будь то Иоанн Кассиан, Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, — согласны в одном: уныние есть один из наиболее опасных грехов, препятствующих человеку полноценно жить и духовно развиваться.

В нашей современной жизни у людей есть много поводов и причин для уныния, когда нам кажется, что никаких наших сил не хватает, чтобы изменить жизнь к лучшему, и не только свою, но и жизнь вокруг нас. Иногда нам кажется, что зло господствует и торжествует, а добро такое незаметное и слабое. Порой чувство уныния возникает от просмотра новостных телепередач, при чтении газет. И тогда думаешь: «когда же появится просвет?» Этот внешний фон тоже влияет на людей. Для того чтобы освободиться от его влияния, необходимо помнить о том, что там, в гуще жизни, тысячи и миллионы людей, и если их не охватит уныние, если они осознают, что во всем — Господь, то какую же силу, какую способность мы все будем иметь, чтобы не только свою собственную жизнь менять к лучшему, помогая друг другу, но и сообща менять жизнь всего народа, страны, рода человеческого!

Великий пост открывает перед нами захватывающие горизонты духовной жизни. Он помогает нам сфокусировать свое внимание на самом важном, на том, на чем мы не способны сосредоточиваться в нашей повседневности. А благодаря такому фокусированию на самом важном мы действительно способны не только обрести особое зрение и понимание сути вещей, но и изменить свою жизнь к лучшему, спасти душу свою и обрести вечное Небесное Царство.

Всех вас поздравляю со средой первой седмицы Великого поста! Сегодня в соответствии с церковным календарем мы празднуем память святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Согласно церковному Уставу сегодня не полагается совершать службу святителю Алексию, но мы пропели тропарь и прочитали молитву. А поскольку мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий носил имя этого Московского святителя, то сейчас мы совершим литию у могилы покойного Святейшего Патриарха и помолимся о упокоении его души.

376


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.