Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 23.02.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

23.02.2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Целью поста является достижение нового состояния человека, — нового по отношению к тому, что было до начала поста. Благая перемена душевного строя, мыслей и чувств — это и есть цель поста. Достичь этой цели можно, используя лишь проверенные средства, те, о которых говорят нам святые отцы, аскеты, подвижники, кто не из академических курсов, а из собственного опыта вывел эти дивные формулы духовной жизни.

Одним из средств, помогающих достичь цели поста, является самопознание. Замечательно говорит об этом святитель Григорий Нисский: «Знание самого себя бывает средством очищения греха, происходящего от неведения». То есть для того, чтобы очиститься от греха, и знаемого, и незнаемого, нужно понимать, что происходит в твоей собственной душе.

Познание — это функция человеческого ума. Мир познается разумом. И всякая деятельность человека, направленная на изучение окружающей действительности, опирается на человеческий разум. Казалось бы, если познание от разума, то и самопознание — это исключительно функция нашего мозга, нашего сознания. Но Василий Великий говорит о чем-то другом. Он говорит о том, что разум наш медлит с познанием собственных недостатков. И далее, развивая мысль, он говорит, что очень живо мы воспринимаем разумом чужие недостатки, выносим свой суд, а в отношении своих собственных — разум медлит.

363

 

 

Почему это происходит? Всякое достоверное познание основывается на том, что можно назвать объективным исследованием предмета знания. А объективный подход предполагает отстраненность от того, что связано с личностным отношением к делу или к идее. Он оперирует теми понятиями и данными, использует такую логику, которые не связаны с человеческими интересами, не порождаются человеческими страстями. И потому результаты такого исследования признаются и ученым миром, а затем и всеми, кто опирается на результаты этих знаний.

Такого абсолютно объективного самопознания быть не может, потому что мы познаем самих себя изнутри. Здесь нет никаких объективных сил, — только наша субъективная сила, сила нашей личности. И потому на пути самопознания мы чаще всего совершаем две ошибки, впадаем в два заблуждения: преувеличиваем свои добродетели и приуменьшаем свои недостатки.

В каком-то смысле это связано не только с нашей греховной природой (хотя, конечно, и с ней тоже), но и со всей логикой жизни. Человек, если не будет заботиться о себе, не будет выстраивать некую самооборону, может многое потерять или даже погибнуть. Мы в первую очередь заботимся о собственной жизни. Трудно определить границу между законной, оправданной заботой о собственных интересах и болезненной, гипертрофированной идеей обслуживания своих интересов. В последнем случае мы говорим, что человек — эгоист, он все делает ради себя и для себя.

Но и не эгоист делает что-то для себя и ради себя. А если было бы иначе, то, может быть, человек не мог бы и существовать. Ведь мы заботимся о том, чтобы вовремя принять пищу (а если этого не происходит, то понимаем, что можем заболеть), мы пьем воду, чтобы поддержать жизнедеятельность нашего организма. Мы одеваемся в соответствии с климатическими условиями. Мы думаем о жилье, о безопасном транспорте — о чем только ни думаем!

Такая логика защиты своего существования входит в нашу плоть и кровь и, конечно, влияет на то, что мы называем самопознанием. В каком-то смысле то самопознание, к которому нас призывают святые отцы, — это действие, направленное против логики жизни, против нашего опыта. Поэтому оно требует большой концентрации духовных сил. И просто ума здесь, конечно, не хватает, хотя в первую очередь именно ум обеспечивает это познание. Но его недостаточно, потому что и ум будет хитросплетенно уводить нашу мысль в сторону самооправдания,

364

 

 

приуменьшения наших слабостей и грехов и преувеличения наших добродетелей.

Тем не менее, понимая, видимо, всю сложность духовного самопознания, без которого не может быть развития человеческой личности и тем более ее духовного возрастания, которое и есть цель поста, святые отцы предлагают нам именно этот способ преодоления своей греховности и укрепления в добродетелях.

Но откуда же нам взять такие силы — силу интеллекта, силу воли, чтобы, двигаясь против течения жизни, высветить подлинную картину своей духовной сущности, взвесить на собственных весах, что в нас добро, а что зло?..

Для того чтобы совершить этот великий умственный и волевой подвиг, настоящий поступок, мало только ума. Нужно призывать помощь Божию. Нужно в смирении предстать пред Господом в некой духовной наготе, отбросив в общении с Богом всякое человеческое хитросплетение, просить Его о помощи, чтобы Он дал нам способность видеть наши слабости, соразмерять эти слабости, не уменьшая их и не преувеличивая наши заслуги.

И тогда мы увидим самих себя и, наверное, не понравимся себе. Мы поймем, что нам нужно делать, куда идти, что исправлять. И уже одно осознание своей греховности и слабости станет первым и, может быть, самым важным шагом на пути духовного делания. И да поможет нам Господь в течение дней Святой Четыредесятницы совершить этот шаг! Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.