13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Прощеное воскресенье в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 22.02.2015
2015 год
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
22.02.2015
Ваше Блаженство, Блаженнейший Иоанн, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую Блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Иоанна X, который в этом году вновь посетил Русскую землю и предстоял сегодня за Божественной литургией, а также тех архипастырей и пастырей, которые приняли участие в нашей соборной молитве. Вместе мы причастились от единой Чаши, обновив братское общение наших Церквей в Святой Евхаристии.
Завтра наступает Святая Четыредесятница, и сегодня мы готовимся к этому времени сугубого поста и молитвы. В народе сегодняшнее воскресенье называют Прощеным. В этот день мы по благочестивой традиции просим прощения друг у друга и у каждого, кого мы могли огорчить.
Все мы слышали, о чем было сказано в сегодняшнем Евангелии: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их,
1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский Иларион, Филиппопольский Нифон (представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси), Истринский Арсений, Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Читинский и Петровск-Забайкальский (ныне Хабаровский и Приамурский) Владимир; епп. Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.
355
то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6,14-15). Каждый верующий знает наизусть слова молитвы «Отче наш»: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6,12). Один из египетских подвижников, авва Силуан, обличая злопамятного, говорил, что если держать зло на ближнего, то тогда пришлось бы молиться: «И не остави нам долги наши, якоже и мы не оставляем должникам нашим». Но какой верующий человек дерзнет сказать такое Богу: не прощай мне моих грехов? Прощение, забвение обид — это основополагающее условие христианской жизни и богообщения: ни молитва, ни благодарение Богу без покаяния невозможны. Все начинается в религиозной жизни человека с покаяния, со слова «прости», обращенного к Богу и к ближним нашим.
Прощение часто воспринимают как благодеяние, дар ближнему. Но прощение — это благодеяние в первую очередь самим себе. Ненависть сковывает и калечит человека, ломает ему жизнь. Она словно расщепляет его восприятие мира, делает это восприятие двойственным и неполным. Прощающий человек сам себе дарит свободу и здравие души. Жить прощая — это значит и жить проще: без вражды и злобы, с ясной, неомраченной совестью, с благодарностью к Богу и любовью к людям.
Мы все стремимся к правовому и справедливому устроению человеческого общества, когда всякое нарушение закона требует своего воздаяния. У Божественной справедливости тоже есть свои правила — они выражены в заповедях Божиих — и свое воздаяние. В основе общественной справедливости лежит общественный договор, взаимные договоренности о правах и обязанностях, формулируемые в светских законах; и ценностная основа этого договора и этих законов согласуется или должна согласовываться с универсальной Божественной справедливостью. В основе же Божественной справедливости неизменно пребывает любовь. Наш Небесный Отец относится к нам как к Своим детям и готов прощать наши ошибки и прегрешения — правда, лишь в том случае, если мы сами готовы прощать других.
Прощение — это восстановление сыновних уз с Богом, а также возможность вспомнить, что все мы принадлежим к единой человеческой семье, где не должно быть разделений на «ближних» и «дальних», где не нужна система опознавания «свой-чужой». Мы — одна семья: не в целях самосохранения, не потому, что принадлежим к одному
356
биологическому виду, а потому, что все мы пусть иногда заблудшие, но дети Небесного Отца, и все мы в Нем — братья и сестры, и у нас у всех есть высокое призвание о Господе — быть просто людьми. Соблюдать закон и требовать его соблюдения от других — хорошо и справедливо. Но заставить себя забыть личную обиду или причиненный тебе ущерб гораздо сложнее, и в этом — начало подлинной, Небесной справедливости и Божественной правды.
Святые отцы говорят, что вне Бога нет ничего, ведь зло не имеет сущности. Мы, христиане, знаем, что человек может сохранить и умножить свои добрые качества, лишь пребывая в Боге; что общность людей может созидательно развиваться лишь с помощью Божией. Если человек утратил способность прощать, значит, он отторг себя от Бога и обречен на самоуничтожение, на небытие. Если все общество разучилось прощать, оно нежизнеспособно. Долго ли продержится общество, переполненное ненавистью, словно чаша — смертельным ядом? Ненависть — самый непрочный фундамент для человеческого общежития.
Еще год назад, Ваше Блаженство, прибыв к нам с мирным визитом, Вы с горечью говорили мне о тех бедах и скорбях, что постигли наших православных собратьев и братский народ Сирии и Ливана. Мы всегда сострадали Святой Антиохийской Церкви, мы оказывали и будем оказывать посильную помощь страждущим и не перестаем молиться о них. Но теперь война и раздоры пришли и к нам, в наш большой дом, на Украину, столь близкую моему сердцу, где льются кровь и слезы.
Все чада Русской Православной Церкви молятся о мире и благосостоянии, о спасении и благополучии своих братьев и сестер на Украине, и я верю, что мир, справедливый мир, вернется на Украинскую землю. Знаем, что труднее всего уврачевать души людей, покалеченные гражданским конфликтом и ненавистью. Иногда на это уходят долгие годы. Если мы хотим блага и процветания для Украины, для России, для всех наших народов, для Сирии, Ливана и наших братьев на Ближнем Востоке, мы должны прежде всего научиться прощать, как бы тяжело это ни было. С этого начинается духовное возрождение и преображение и человека, и общества, и всей человеческой семьи.
От всего сердца желаю мира и процветания древнему Антиохийскому Патриархату и окормляемому им благочестивому народу.
357
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.