13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре, 15.04.2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
В ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
15.04.2014
Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство1! Досточтимый отец Петр2, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братия, матушки игумении3! Братья и сестры!
Хотел бы приветствовать всех и поздравить с Великим Вторником — днем, когда мы вспоминаем особенно сильные, вдохновенные слова Спасителя, которые Он произнес накануне Своих страданий.
Он, конечно, знал и говорил апостолам, что Ему надлежит умереть... Как ведет себя человек накануне смерти, если точно знает, что умрет? Наверное, все второстепенное отходит в сторону: мысли и слова — только о самом главном. И хотя все, что говорил Спаситель, было главным для жизни людей, но слова, которые Он произнес накануне Своих страданий, — самые главные: Он говорил о том, что жизненно необходимо знать каждому человеку.
Вторник Страстной седмицы посвящается воспоминанию о тех евангельских словах, о тех притчах Спасителя, которые связаны с концом человеческой жизни и с концом человеческой истории. Думая о том, что мне сегодня сказать вам, я стал перелистывать святоотеческие творения, связанные с Евангелием сегодняшнего дня, и обратил внимание на удивительные слова Василия Великого. Святитель, размышляя на тему конца света, говорил, что его, по всей вероятности, не будет скоро, но это не имеет никакого значения для верующего человека, потому
1 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Воскресенский Савва.
2 Игумен Петр (Еремеев).
3 Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря, игумения Викторина (Перминова), настоятельница БогородицеРождественского ставропигиального монастыря.
342
что его собственный конец может наступить в любой момент его жизни. И потому слова Спасителя, связанные с концом человеческой истории, мы должны воспринимать не только в эсхатологической, может быть, отдаленной перспективе, — но мы должны Его слова «примерить» к себе, потому что конец мира для каждого из нас — не за горами. Что означают пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет? Люди, которые уже достигли такого возраста, могут свидетельствовать, что время пронеслось мгновенно. Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы словно стоим на пороге вечности, на пороге Второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти. Вот почему и евангельские повествования сегодняшнего дня (Мф. 22,15 23, 39; 24, 36 26, 2), связанные с кончиной мира, одновременно ориентируют мысль человека на его собственную кончину и говорят о действительно самом важном: о том, что явится «пропуском» для человека в жизнь вечную, в Царство Небесное.
Иногда очень важные детали евангельского повествования как-то проходят мимо нас, но святой Василий Великий, сказав о значении для каждого из нас собственной смерти как конца света, ориентирует наши мысли на самое главное.
Среди сегодняшних повествований хотелось бы остановиться на притче о десяти девах (Мф. 25,1-13), ведь больше всего святоотеческих толкований, связанных с сегодняшним днем, касаются именно этой притчи, что совершенно не случайно. Святой Иоанн Златоуст, удивительным образом толкуя притчу о десяти девах, говорит следующее: и те, и другие девы — добрые девы. Наверное, они были действительно целомудренными, ведь иначе Сам Спаситель не назвал бы их девами. Значит, они непременно обладали (и те, и другие!) очень ценными качествами и добродетелями. Почему же одних Господь называет мудрыми, а других — неразумными? Господь разъясняет нам различие между первыми и вторыми в форме притчи: Он говорит о масле, которого не хватило в светильниках неразумных дев. А святые отцы свидетельствуют, что под маслом подразумеваются добрые дела. У чистых, непорочных девиц, которые, казалось бы, одной своей телесной чистотой уже были достойны Царствия Небесного, не хватило добрых дел!
Продолжая эти размышления, святитель Иоанн Златоуст говорит, что одной добродетели недостаточно. Если применить его слова к нашей современной жизни (а поскольку мы с вами совершили
343
сегодня службу в стенах обители, — к монашеской жизни), то становится ясно, что одной добродетели отречения от мира абсолютно недостаточно; и не только условного отречения — при наличии современных всепроникающих средств информации, — но даже полного отречения от мира недостаточно для спасения, как была недостаточна для спасения немудрых дев плотская чистота. Необходимы добрые дела, — поэтому ни священный сан, ни монашеский постриг автоматически нас не спасают, даже если мы живем по всем правилам иноческой жизни, полностью отдавая себя служению Господу, не имея ничего личного, стараясь всеми силами сохранять себя в целомудрии и чистоте. Даже этого недостаточно для спасения, — нужен «елей в светильнике», нужны добрые дела.
Вот почему сегодня Церковь, обращаясь к монашествующим, к насельникам монастырей, так настаивает на том, чтобы монашеские общины были лидерами в совершении добрых дел, чтобы ни один монашествующий не прикрывался своим клобуком или мантией, думая, что их достаточно для спасения. Недостаточно! Ибо, по слову Иоанна Златоуста, одной добродетелью человек спастись не может.
Притча о десяти девах адресуется в первую очередь монашествующим. И, уразумев эту притчу благодаря замечательному ее толкованию святителем Иоанном Златоустом, будем стараться всеми силами совершать добрые дела, о которых сегодня сказано в Евангелии: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). Давайте эти заключительные слова сегодняшнего Евангелия примем на свой счет и спросим себя: часто ли мы кормим голодных? Часто ли мы помогаем человеку в крайней нужде? Часто ли мы одеваем людей, посещаем их в скорбях, протягиваем руку помощи? Более того, — часто ли мы о них думаем? И если этого не происходит, то как не спасло неразумных дев их целомудрие, так и монашествующих не спасут монашеские одежды и данные ими обеты.
Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел, но не таких, о которых сегодня любят громогласно заявлять люди, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (Мф. 6, 3-4). Именно такой «елей» и способен поддерживать «огонь в светильниках» нашей духовной жизни.
Я благодарю Вас, отец Петр, за Ваши добрые слова и за приглашение совершить освящение Петровского храма здесь, в Высоко-Петровском
344
монастыре, в День города Москвы. Я постараюсь сделать все для того, чтобы это можно было осуществить, и хотел бы поддержать Ваши слова о том, что соединение Дня города с днем памяти основателя Москвы как центра жизни всей Святой Руси дает возможность наполнить содержание городского праздника очень важными смыслами, в том числе имеющими отношение к проблемам и скорбям переживаемого нами времени. Да хранит Господь вашу святую обитель молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси!
Всех еще раз поздравляю с Великим Вторником!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.