13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю четвертую Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, в храме во имя преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе, 30.03.2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА,
ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА, В ХРАМЕ
ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, В КРАСНОМ СЕЛЕ
30.03.2014
Всех сердечно поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста — днем, когда мы отмечаем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника — великого аскета, подвижника, церковного писателя, труды которого и сегодня помогают людям, нашим современникам, отделенным многими веками от преподобного Иоанна, совершать дело спасения.
Сила творений святого преподобного Иоанна в том, что мысли, содержащиеся в его словах, — не от мудрости человеческой. Конечно, все в рассуждениях Преподобного изложено очень логично. В его книге, именуемой «Лествица», — о пути восхождения человека от земли к Небу, — удивительно логично следствия связаны с причинами, так что выстроена целая аскетическая система, в соответствии с которой человек может взойти по невидимой лестнице от земли к небу уже в своей земной жизни. Но эта мудрость, эта логика, это удивительно убедительное слово обусловлены не образованием или знаниями Преподобного, а его жизненным опытом. Он писал о том, что сам пережил, сам прочувствовал, что стало частью его жизни. А когда человек говорит не с чужих слов, а исходя из собственного опыта, когда его слова, порожденные собственным разумом, проходят через его сердце, тогда они становятся исключительно убедительными. Они уже не могут быть ограничены ни национальностью, ни страной, ни культурой, ни временем, — они будут иметь значение для каждого человека, где бы и когда бы он ни жил. Так и случилось с творениями святого преподобного
332
Иоанна Синайского, Лествичника, память которого мы сегодня совершаем.
Вся система, которую предлагает нам преподобный Иоанн, строится на принципе постепенного восхождения человека от меньшего к большему, к тому, что наиболее важно для духовной жизни человека. Именно в день памяти святого преподобного Иоанна Лествичника читается замечательный отрывок из Евангелия от Марка, где повествуется об исцелении бесноватого юноши, который был нем и глух (Мк. 9,17-31). Дух, живший внутри этого несчастного, бросал его в огонь и в воду, так что он терял сознание, истекал пеной, бился в конвульсиях, — это был человек, неспособный к жизни в социуме, к общению с другими. Несчастный отец привел своего пораженного страшным духовным недугом сына к Спасителю и попросил исцелить. Единственное, что Господь спросил у отца: «Веруешь ли ты?», — на что тот ответил: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Он ответил честно. Если бы он сказал: «Да, верую от начала до конца. Верую, что одного Твоего слова хватит, чтобы отрок исцелился», то, наверное, сказал бы что-то неправильное, неверное, ложное. Однако он сознавал, что находится в плену неверия, и просил Господа помочь ему преодолеть это неверие, потому что все-таки чувствовал в сердце своем веру в силу Божию.
И Господь исцеляет отрока. А потом, когда апостолы спрашивают: «Почему же мы не могли его исцелить?», Спаситель отвечает: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Таким образом, в небольшой евангельской истории мы находим упоминание о трех необходимых условиях для того, чтобы Бог помог человеку исцеляться от недугов душевных и телесных: это вера, это пост и это молитва.
Больной, которого исцелил Спаситель, был не просто физически болен. Некоторые современные люди, читая этот отрывок, говорят: «Наверное, он страдал эпилепсией». Нет, он не страдал эпилепсией. Он был глухим и немым, его человеческая природа была разрушена, он был не способен к общению с другими людьми. И не случайно Господь изгоняет из него духа злобы, потому что болезнь была, несомненно, следствием присутствия в теле и душе этого человека силы злобы — силы диавола. Отрок был одержимым диавольской силой настолько, что в нем не оставалось ничего живого — ни сознания, ни воли, ни чувств. Вся его духовная сущность была уничтожена диавольской силой. Все
333
силы человеческие были разрушены подобно тому, как страшные метастазы злокачественной опухоли, если их не остановить, прорастают во все органы человеческого тела. Так и одержимость злой силой проросла, поразив всю природу несчастного: дух, душу и тело. В нем не было ничего живого — он был страдальцем, который практически уже не жил в этом мире. И Господь освобождает его от страшного недуга — изгоняет из него беса.
Когда мы говорим об одержимости духом злобы, мы должны понимать, что она не всегда связана со столь радикальными внешними проявлениями. Это не всегда болезнь физическая. Одержимость может проявляться по-разному, но она всегда связана с уничтожением человеческой личности, с полным ее порабощением злой силе. Могут возникнуть вопросы: а с чего начинается это порабощение? Может быть, мы уже испытываем на себе это порабощение, будучи совершенно здоровыми, по крайней мере умственно? Многие физически совершенно здоровы, но, может быть, где-то уже затаилась эта страшная болезнь, порождающая духовные метастазы?
Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст произносит очень важные слова о том, что присутствие темной силы в человеке начинается со лжи. Не с каких-то страшных болезней — не с паралича, не с немоты, не с глухоты, не с припадков, не с пены у рта и не с поведения, полностью несовместимого с участием в жизни общества, — все начинается со лжи. Причем ложь входит в наше сознание так, что мы можем даже и не заметить ее. Вот какой дивный образ предлагает нам святитель Иоанн Златоуст: «Демоны насаждают ложь, сообщая ей частицу правды, подобно тому как те, кто изготавливает яды, обмазывают внешнюю часть сосуда медом, чтобы опасное зелье было пригодным для питья»1. Диавол не предлагает человеку ложь, в которой не было бы правды, потому что такая ложь легко опровергается. Диавол соблазняет человека ложью, в которой есть частицы правды, — это и называется искушением, это и есть первая атака диавола на человека: искусить, заразить ложью. А через ложь входит и грех, потому что где ложь, там и грех, где ложь, там и диавол, потому что он есть отец лжи (Ин. 8,44).
1 Иоанн Златоуст, свт. Против иудеев. Слово шестое. 6 // Полное собрание творений в 12 т. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 726-727.
334
Каким же бдительным нужно быть, чтобы рассыпанные во лжи частицы правды не затмили взора, — в первую очередь духовного взора, — чтобы за словами, содержащими правду, увидеть ложь и понять, что это — искушение! Собственно говоря, именно так диавол и сбивает с толку человека в его личной жизни, в его общении с другими, — ведь никогда лжец, обманщик, вор, разбойник, знакомясь с человеком честным, не будет говорить о том, кто он есть на самом деле. В его словах будет доля правды, которую легко перепроверить, и он будет стараться таким способом войти в доверие к собеседнику... Но ведь так же происходит, когда те, кто обладает властью и возможностью обращаться к миллионам, говорят ложь, призывая к действиям, исполненным лжи. В их лжи всегда есть и правда, причем представляемая так ярко, выпукло и убедительно, что люди, веря этой правде, поддаются на ложь.
Мы только что слышали от отца настоятеля историю закрытия Алексиевского монастыря и этого святого храма. Ведь и тогда, когда совершалась революция, когда разрушались храмы, когда уничтожались святыни, ложь была перемешана с правдой. Ведь и тогда людям давали «сосуд, край которого был обмазан медом», и, прикасаясь губами к этому сосуду, люди пили яд, не чувствуя того. И какие дивные слова звучали тогда: «Братство, равенство и свобода!», «Все будут жить одинаково, не будет никаких эксплуататоров!», «Все будет так замечательно!»... А чем все обернулось? Разрушением храмов, разрушением страны, для воссоздания которой потребовались миллионы человеческих жертв и десятилетия тяжелейшей жизни. То, что произошло с нами в недавнем прошлом, сегодня происходит с очень многими по всему миру. Вспыхивают братоубийственные войны, происходят революции, и опять ложь, страшные тайные замыслы перемешаны с правдой — и люди пьют эту отраву, эту убийственную смесь, не морщась, потому что «края сосуда обмазаны медом»...
С этого и начинается одержимость: если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, если мы начинаем служить этой лжи, мы становимся одержимыми. Для этого не нужно болеть физически, не нужно быть глухим или немым, не нужно биться в припадках. Страшная одержимость направляет человеческое сознание в сторону, необходимую диаволу, — и совершаются страшные, непоправимые деяния в нашей личной, общественной, государственной или общечеловеческой жизни.
335
Святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас, как нужно восходить к Богу, преодолевая притяжение зла. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что диаволу трудно сделать первый шаг — этот шаг на пути к одержимости делает сам человек. У диавола нет власти сделать за человека первый шаг к бездне — первый шаг всегда остается за человеком, — но, когда он его делает, он уже вступает на «заминированное поле», хозяин которого — диавол.
Вот почему мы должны очень бдительно относиться к своей духовной жизни. Вот почему постом, молитвой и верой мы должны пресекать всякое воздействие зла на нас, всякое воздействие лжи. Вот почему мы должны напрягать свои силы, душевные и духовные, чтобы давать бой тому, кто есть ложь и отец лжи.
И именно тогда, когда мы совершаем добрые деяния, мы полагаем начало нашему восхождению по лествице духовной жизни, ведущей от земли к небу. Я всех вас поздравляю, мои дорогие, с четвертым воскресеньем Великого поста! Молитвами святого преподобного Иоанна Лествичника да укрепляет всех нас Господь и вразумляет в нашей невидимой брани! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.