13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 23.03.2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА,
КРЕСТОПОКЛОННУЮ, В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
23.03.2014
Сердечно приветствую всех и поздравляю с воскресным днем! Сегодня третье воскресенье Великого поста, которое посвящено Кресту Господню. На середине храма лежит изображение Креста, и каждый, кто подходит и прикладывается к нему, невольно становится словно
325
соучастником тех страданий и той крестной смерти, которую принял на Себя безгрешный Сын Божий — Господь Иисус Христос.
Мы знаем: если бы Богу было угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если бы Богу было угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.
На Кресте совершилось нечто другое: Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду! Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, — той самой, которая рассекала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного сантиметра живой плоти! Его так легко было приговорить (незаслуженно!) к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, не к усечению мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как сегодня сказали бы, люди, не имеющие никакого значения для общества того времени. Их просто зверски прибивали к крестам. Это была не просто казнь — это были одновременно казнь и издевательство, казнь и пытка, казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь.
Почему же всемогущий Сын Божий добровольно принял на Себя этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту бесславную казнь? Для того чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить Себя с каждым страдающим человеком: если бы Бог явил Себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как бы тогда люди — тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, — обращались к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти?!
Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий Сам испытал всю глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни на есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, чтобы они чувствовали Его плечо, плечо
326
не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся! На Него нельзя роптать, Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи — искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает — исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, кого оно вдруг покидает, дает силы тем, кто их вдруг теряет.
Это одно, очень важное, значение Креста, но есть и второе значение: Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Если человек совершает много серьезных преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения ему быть не может, — преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все ныне живущее человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму.
Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни, — чтобы вина пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.
Кроме того, крест — это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность, почему Господь и говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8,34), то есть отвергни то, что тебе дорого, чего ты хотел бы достичь, то, что для тебя действительно важно, — отвергни, ибо это не самое главное! Возьми крест свой — не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести, — свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, и следуй за Мною.
Что означают эти слова? Они означают только одно: крест, несение скорбей и страданий без ропота, с терпением, мужественно, с верой в Бога спасает человека. Как тот самый Голгофский Крест, так и наши с вами кресты нас спасают, если мы несем их с верой в Бога,
327
мужественно, терпеливо, безропотно. Как Голгофский Крест помог спасти весь род человеческий, сняв с него ответственность за общечеловеческие прегрешения, но сохранив ответственность каждого пред Богом за личные дела, так и наши кресты, которые мы несем, нередко спасают других. 27 марта 1811 года государь император Александр I своим указом создал вооруженную охрану России — то, что мы теперь называем Внутренними войсками. Сегодняшний день является памятным для всей нашей страны, а для воинов Внутренних войск — их профессиональным праздником.
Если продолжить рассуждение о кресте, то можно сказать, что крест, который сегодня, в мирное время, несут воины Внутренних войск России, спасает жизни тысяч и тысяч людей. Несение этого креста помогает нашему Отечеству жить в мире, не давая враждебным силам изнутри и извне разрушать наше Отечество. Мы знаем, что именно Внутренние войска Российской Федерации, как ни один иной род войск, сегодня несут потери в живой силе, — и все это в мирное время. Этот крест несут на себе молодые люди, сильные, подготовленные, я сказал бы, элита нашего народа, — как говорит командующий Внутренними войсками России, подлинно золотая молодежь страны. Какую другую элитную группу можно поставить рядом с вами? Кто еще готов жизнью своей защитить жизнь другого человека в мирное время? И сегодня, когда мы слышим о том, что уничтожена или захвачена группа террористов, что в том или ином боестолкновении погибли наши ребята, очень часто речь идет именно о военнослужащих Внутренних войск России.
Поэтому с особым чувством я совершал сегодня богослужение. Я молился о стране нашей, о властях и воинстве, но особо — о Внутренних войсках Российской Федерации. Да даст вам Господь сил, дорогие братья! Вы приносите в жертву свое здоровье, а нередко и жизнь, для того чтобы защитить других. Вы поднимаете на себя крест, который спасает других, — и за это вам наша благодарность.
Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами, дорогие мои, со всей исторической Русью, с державой Российской, с властями и воинством ея, дабы тихое и безмолвное житие могли проводить миллионы и миллионы людей, которых объединяет Русская Православная Церковь, миллионы и миллионы людей, проживающих на просторах исторической Руси! И для того чтобы было так, кто-то должен иметь мужество и силу защитить свой народ даже в мирное время. Аминь.
328
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.