Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, 16.03.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, СВЯТИТЕЛЯ
ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В КРЫЛАТСКОМ

16.03.2014

Я сердечно поздравляю всех со вторым постным воскресным днем, посвященным памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Сегодня во время Божественной литургии читался подобающий этому дню евангельский отрывок об исцелении расслабленного (Мк. 2,1-12). Этот текст хорошо всем известен. Я только напомню, что речь идет о людях, которые приняли решение во что бы то ни стало

322

 

 

принести больного, парализованного человека к Господу Иисусу Христу, чтобы Он его исцелил.

Вокруг дома, в котором в то время находился Господь, собралась большая толпа, подойти к дому ближе (а тем более войти внутрь) было невозможно, — и тогда, с большим трудом взобравшись на плоскую — что было обычно для восточных домов не только того, но и нынешнего времени — кровлю, они решили ее разобрать и спустить носилки с парализованным в комнату, где был Спаситель. Так и сделали, — и Господь исцелил этого несчастного человека.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, имя которого мы сегодня вспоминаем, написал прекрасную гомилию — проповедь, посвященную именно этому тексту. Размышляя о том, что такое «расслабленный», святитель Григорий говорит, что расслабленность происходит в первую очередь от различных наслаждений. Человек расслабляется и становится парализованным, то есть его ум, его воля, его чувства парализуются, когда он отдается страстям.

Как замечает святитель Григорий, такого расслабленного невозможно исцелить иначе, как это было в случае с исцелением евангельского парализованного человека, — нужна помощь Божия. А чтобы эту помощь получить, нужно разобрать кровлю, разметать черепицу, глину и прочие материалы, из которых она сделана. Ведь без усилий людей, которые взобрались на кровлю и втащили туда больного человека, ничего не произошло бы. Господь не исцелил бы его, если бы они стояли где-то вдалеке, в тени от яркого солнца, и ждали. Но они употребили огромные усилия! Те, кто был на Востоке, кто был в Иерусалиме, помнят эти восточные дома с плоскими крышами, — не так легко взобраться на такую крышу, а уж втащить за собой парализованного на носилках — это огромный труд!

По словам святителя Григория, кровлей, которую нужно разобрать, чтобы получить Божию помощь для исцеления, является «мыслительная часть нашей души», то есть наше сознание. Когда человек живет по закону похоти, услаждая в первую очередь свою плоть, делая то, что ему приятно, он становится духовно парализованным. Но ведь импульсы к подобным действиям исходят из сознания. Даже человек, неспособный к анализу собственных мыслей, собственных деяний, и то всегда ищет какое-то самооправдание, когда впадает в грех распутства или пьянства, когда он совершает поступки, лишающие его образа

323

 

 

человеческого, только чтобы усладить свою похоть. Ведь он же не бездумно это делает, — какие-то мысли всегда предшествуют действиям... Вот с этой мыслительной части души, как говорит Григорий Палама, все и начинается: мысли формируют в человеке образы, мысли создают некое притяжение ко греху, мысли направляют человеческую волю.

А как же формируются мысли? Они возникают не сами по себе, а в результате соприкосновения человеческого ума с окружающей действительностью. Мир, реальность влияют на формирование мыслей. А сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается мощный информационный поток, который так или иначе формирует греховный образ мыслей, — это и фильмы, и книги, и телевидение, и Интернет, и реклама... И под влиянием этих внешних раздражителей, когда человек допускает их в свое внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, его мысли начинают работать в совершенно определенном направлении. Сопротивляться же врагу, который уже ворвался внутрь крепости, очень трудно, — обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя...

Так происходит и в нашей духовной жизни: когда мы впускаем в свой разум греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, мыслительная часть нашей души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе и ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать того, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои желания и прихоти: есть и пить без меры, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, обеспечивать нечестными средствами свое продвижение по службе, достижение каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?»... Духовное расслабление отнюдь не означает отсутствия активности. Человек внешне может быть очень активным, а духовно, внутренне — парализованным.

Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам жизни — контроля над всем тем, что входит в нас,

324

 

 

особенно что проникает в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, хотя и полных энергии, но неспособных критически воспринимать окружающую их действительность, а особенно отделять правду от лжи и добро от зла.

Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, — анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разобрать «кровлю» мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны.

Великий пост мы посвящаем именно тому, чтобы взять под контроль свои мысли, сосредоточить свои чувства и свою волю, и — что очень важно (и об этом говорит святитель Григорий) — это не должно оставаться на уровне размышлений наедине с самим собой. Это должно выплеснуться в определенный волевой акт, и таким волевым актом является покаяние, сознание своей греховности, ошибочности своих мыслей и своих действий, искреннее раскаяние пред Богом, которое должно сопровождаться и разрешением от грехов в таинстве Исповеди.

Да поможет всем нам Господь в дни Святой Четыредесятницы добраться, разобрав «кровлю» мыслительной части нашей души, до своего сердца и открыть его Богу, дабы Он силой Своей благодати помог нам восполнить немощные силы нашего ума, нашей воли и наших чувств и сделать важный шаг на пути внутреннего духовного преображения!

Я хотел бы еще раз сердечно поздравить всех с этим замечательным днем — вторым воскресеньем Великого поста.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.