13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, 4.03.2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ ВО
ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
В ЕЛОХОВЕ
4.03.2014
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Каждому человеку приходится в жизни сталкиваться с таким тяжелым душевным состоянием, которое на святоотеческом языке называется унынием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что уныние — это тягчайшее из бедствий, что это начало и глава человеческих несчастий. Слова Златоуста помогают нам обратить особое внимание на это душевное состояние и очень серьезно отнестись ко всякому проявлению уныния, которое в той или иной степени действительно касается каждого человека в течение его жизни.
Уныние не следует смешивать с печалью, со скорбью. Скорбь — это естественное чувство человека, которое тоже греховно, но тем не менее является вполне понятной реакцией на трудные обстоятельства, на потерю близких, на болезни. Скорбь — это то, что в современной жизни мы называем стрессом. Уныние связано со скорбью, но не всегда. О связи уныния с печалью, со скорбью святой преподобный Макарий Египетский говорит так: «Диавол ввергает нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога». Значит, уныние — это не сама скорбь, а нечто сопутствующее ей. Более того, уныние может возникнуть вообще без всякой видимой причины, потому что является не чем иным, как воздействием на нас темной диавольской силы.
В отличие от печали, которая просто пронизывает человека болью, уныние лишает нас духовного иммунитета, делает расслабленными,
316
лишает сосредоточения. Находясь в унынии, человек не может собрать свои силы для того, чтобы преодолеть печаль, скорбь, стресс, — он словно смертельно ранен. Он жив, но он не может сопротивляться.
Святые отцы, говоря о скорби, очень красочно описывают это состояние, которое лишает человека возможности трудиться, мыслить, которое приводит к разного рода последствиям, таким как лень, расслабленность. Все это отражается на нашем образе жизни, все это передается нашим ближним, но самое главное — уныние наносит нам самим очень большой духовный ущерб.
Мы живем в то время, когда нас постоянно сопровождают печали, скорби, стрессы. Когда духовно сильный человек сталкивается со скорбью, он пытается преодолеть это состояние так, как учит нас авва Дорофей: мужеством и благородством; как учат нас другие святые подвижники: молитвой, богомыслием, добрыми делами. Но если в сердце человека проникает уныние, то он становится неспособным сопротивляться жизненным обстоятельствам, приводящим его к печали, к скорби.
Теперь понятно, почему святитель Иоанн Златоуст называет уныние главой и началом всех наших несчастий, — потому что слабый человек, находящийся в унынии, не способен сопротивляться. Почему так происходит? Потому что, впадая в уныние, мы теряем упование на Бога, по слову Макария Египетского. Уныние разрушает в человеке веру, у такого человека опускаются руки, ему даже молиться трудно, он не верит, что Бог может ему помочь. Вот почему уныние — начало всех несчастий. Если теряется вера в то, что Бог рядом и что даже в самых трудных обстоятельствах жизни Он может протянуть Свою спасающую десницу и помочь нам восстановить силы, душевное равновесие, выйти из полосы невезения, неудач, трудных обстоятельств, то человек становится неспособным ни молиться, ни уповать на Бога.
Уныние, как уже было сказано, посещает нас не только на фоне скорбей, но иногда и без всякой видимой причины. На это иногда жалуются монашествующие в монастырях, где, казалось бы, все располагает к молитве, к богосозерцанию, к особому настрою. И вдруг неведомо откуда, беспричинно, в сердце появляется уныние, опускаются руки, не хочется идти на богослужение, — такой инок с трудом молится... Если не выйти из этого состояния, то оно может привести даже
317
монашествующих, не говоря уже о людях мирских, к очень сильному духовному расстройству.
Святой Ефрем Сирин, размышляя на тему уныния и опираясь в первую очередь на монашескую практику, говорит, что самое сильное средство для преодоления уныния — молитва. Необходимо молиться Богу вопреки, может быть, всевозрастающему нежеланию это делать. Представьте человека, который на морозе, замерзая в снегу, вначале страдает от ужасного холода, сковывающего все его тело, а в какой-то момент вдруг перестает чувствовать этот холод. Он погружается в состояние расслабленности, сна, и если в этот момент его не разбудить, не встряхнуть, не поставить на ноги, не вернуть к сознанию, то он непременно умрет. У него потеряна сопротивляемость, он не может больше бороться за свою жизнь. Вот то же происходит и с человеком, который впадает в уныние. Потому святой преподобный Ефрем Сирин и настаивает на необходимости именно во время таких душевных испытаний заставлять себя молиться, обращаться к Богу с дерзновением, просить у Него помощи, чтобы не заснуть греховно, чтобы не перейти черту, отделяющую духовную жизнь от духовной смерти.
Авва Дорофей, который также много размышляет на тему уныния и который, подобно святому преподобному Ефрему, также соотносит все это с жизнью монашествующих, говорит о необходимости не только молитвы и не только размышлений о своем собственном состоянии, но и рукоделия. Необходимо что-то делать своими руками, другими словами, необходимо непременно начать трудиться. Это очень важно для того, чтобы сконцентрировать свои мысли на другом. Не зацикливаться на своей скорби, своем унынии, захлебываясь в этих опасных чувствах, но переключить свое сознание, направить энергию на другое — на труд. И лучше всего трудиться во благо ближних своих, будь то в семье, или на работе, или в каких-то других обстоятельствах. Нужно избрать определенную работу, которая действительно захватила бы сердце, увлекла ум. И если сопровождать такое рукоделие, такой труд молитвой, то мысль перестанет находиться в опасной дремоте, человек перестанет погружаться в опасную духовную трясину, которая может полностью его погубить.
Величайший опыт отцов и учителей Церкви, основанный на двухтысячелетней традиции христианства, помогает нам прикоснуться к важным сторонам духовной жизни человека и найти такие способы
318
самосовершенствования, которые позволяют реально воздействовать на нашу жизнь и изменить ее к лучшему. Дни святого Великого поста мы должны посвятить борьбе с нашими грехами, с нашими пороками для преодоления всего того, что лишает нас внутренней гармонии и мешает здоровой духовной жизни. Пост есть дивное время духовного пробуждения, духовной активности, собирания духовной энергии. И да поможет нам Господь обрести все это в дни святого и Великого поста! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.