13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на вечерне с чином прощения в кафедральном соборномХраме Христа Спасителя г. Москвы, 2.03.2014
СЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
2.03.2014
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы достигли Прощеного воскресенья, и с завтрашнего дня начинается поприще Великого поста. Радуется сердце, что все больше людей, ранее не постившихся, с полным пониманием важности поста приступают к этому Богом заповеданному делу. Действительно, Сам Господь неоднократно в Ветхом Завете призывает Свой народ к посту, особенно во времена тяжких испытаний (Исх. 34,28 и др.). И Сын Божий являет пример поста на горе близ Иерихона, постясь сорок дней и сорок ночей перед началом Своего служения (Мф. 4, 2; Лк. 4,2).
Пост сопровождает всю историю христианства. По-разному люди постились, были разные сроки поста и разная дисциплина поста. Были те, кто уходил в пустыню на сорок дней и в течение этого времени ничего не ел и не пил (Исх. 34, 28), после чего возвращался в свою обитель просветленным. Мы встречаем воспоминания о таком подвиге в житии преподобной Марии Египетской. Конечно, немногие отваживались
302
именно так — один на один с дикой природой, без хлеба и воды — прожить эти сорок дней. Но тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнями, ни смертью людей, что также запечатлено в истории Церкви, свидетельствует о том, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается.
Нынешний церковный Устав ни от кого не требует таких постов. Есть только отдельные люди, которые возлагают на себя очень строгий пост, но они не являются и не могут являться примером для всех остальных, потому что чаще всего это монашествующие, люди, живущие в уединении, не занимающиеся никакой работой и полностью посвящающие себя размышлениям, молитве и ограничению в пище. Тем не менее дисциплина поста не является простой для современного человека, который привык к комфорту, привык ни в чем себя не ограничивать, есть и пить что хочет и сколько хочет, и поэтому даже облегченная дисциплина поста, которую сегодня Церковь предлагает людям, для некоторых становится вызовом и огромным препятствием. И замечательно, что этот вызов сегодня принимают очень многие, в том числе и те, кто никогда ранее не постился, например люди, которые в силу уклада своей профессиональной жизни должны особенно поддерживать свое физическое состояние. Я имею в виду многих профессиональных спортсменов, которые постятся наравне с нами, не опасаясь, что пост ослабит их мышцы или повредит их телу. Не буду называть имя очень известного спортсмена, который вчера сказал мне о том, что принял решение поститься, хотя он относится к числу людей незаурядных физических данных, незаурядного телосложения и силы. Я пожелал ему, чтобы Господь укрепил его во время поста и дал силы не свернуть с этого доброго поприща.
Тот факт, что сегодня в храмах нашей Церкви присутствует множество народа, свидетельствует еще об одной потребности людей: не только возложить на себя узы поста, которые являются узами спасительными, благими и легкими, но также изменить свою жизнь к лучшему. А именно последнее и является целью поста.
Мы постимся не в порядке соблюдения некой диеты, как считают некоторые, не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы наш организм лучше работал, — хотя все это действительно является следствием физического поста. В первую очередь мы постимся для того, чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа
303
человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа. Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь. Пост — это время молитвы и беспристрастного суда над собой путем размышления и покаяния.
Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает верующих простить друг друга, особенно наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы даже не всегда хотим произносить. Для чего это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог».
Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают Престола Божия. И потому то, что происходит в Прощеное воскресенье вечером, не является лишь обычаем. Да и кто захотел бы следовать этому обычаю, заставляя себя сделать то, что сделать очень непросто! Но ведь каждый душой понимает, сердцем чувствует, что нужно сделать этот шаг, нужно испросить прощения у ближнего, — для того чтобы ушла тяжесть из сердца, чтобы взор стал светлым, чтобы очистилась атмосфера межличностных отношений.
Церковь призывает нас к этому шагу, к этому деянию именно для того, чтобы перед нами открылись спасительные двери покаяния, поста и молитвы. Совершим этот шаг в чистоте мыслей и в простоте сердца, без всякого лукавства и без всякой дипломатии. Сделаем это настолько чисто и честно, чтобы радостным биением отозвалось на это деяние наше сердце!
Я сознаю, что как Патриарх, как настоятель этого святого храма мог многих из вас вольно или невольно обидеть. Сознаю, что не всем, кто обращается ко мне, я имею возможность ответить, не со всеми, кто хотел бы этого, я могу встретиться, не ко всем, кто хотел бы этого, я могу проявить особое внимание, и это обстоятельство тяготит мою душу. И когда кто-то из моего рабочего окружения убеждает меня в том, что в сутках только 24 часа и невозможно сделать большего,
304
я, вынужденно принимая все эти аргументы, внутренне скорблю, как скорблю о невозможности посещать все храмы, в которые меня приглашают, как скорблю о невозможности приезжать в каждый монастырь, где меня ждут, как скорблю о невозможности отвечать на многие приглашения в адрес Патриарха, а откликнуться опять-таки не могу. Сознаю также, что и по человеческой своей немощи мог кого-то обидеть слишком грозным словом, проявлением раздражительности, что также является грехом, в котором я открыто каюсь сегодня пред всеми вами. И в знак моего искреннего раскаяния пред Церковью, пред духовенством, пред народом приношу земное поклонение. Отцы святые, братья и сестры, благословите и простите меня, грешного. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.