13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19.01.2010
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
В ЕЛОХОВЕ
19.01.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня великий праздник Богоявления Господня. Мы вспоминаем Крещение Спасителя в водах Иордана и явление Святой Троицы, потому и праздник называется Богоявлением.
Но есть еще одна причина, почему мы называем этот праздник Богоявлением — во Христе Иисусе, родившемся в Вифлееме, мы имеем особое откровение Бога о Самом Себе. Об этом замечательно сказал апостол Павел, помогая нам понять смысл воплощения Сына Божия, — он сказал о том, что во Христе явилась полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).
Непостижимый Бог — Творец вселенной. Достаточно взглянуть на звездное небо, чтобы ум буквально оцепенел от величия мироздания. И куда бы мы ни направили наш взор — на небо или на землю, на травинку или на человека, — везде присутствует безграничная и непостижимая Божественная мудрость.
Но людям всегда хотелось знать, что есть Бог, им всегда хотелось обрести Того, Кто создал мир и человека, и потому почти вся история мира — это история поисков Бога. Мы знаем, как в древности люди, желая представить себе великого Бога, сотворившего мир, фантазировали, создавая неких идолов, иногда величественных, огромных, сделанных из золота и серебра. Людям казалось, что им нужно сделать нечто значительное, прекрасное, чтобы это хоть как-то соответство-
26
вало их пониманию Бога. Но мы знаем, что все это было тщетным, суетным, ложным и даже греховным.
Бог являлся особым образом в истории рода человеческого. Он говорил с Адамом, Он был близок к первым людям, Он не оставлял Своим Промыслом человека и творение. Мы знаем, что Бог явился Аврааму в виде трех странников (Быт. 18, 1-2). Бог явился Иакову, вступив с ним в борьбу, показывая ему Свою силу (Быт. 32, 24). Бог явился Моисею в несгораемой купине (Исх. 3, 2-4). Но все эти явления Бога в древности лишь отчасти помогали человеку понять, что есть Бог. Для того чтобы люди познали Бога настолько, насколько это позволяет их природная ограниченность, Бог во Иисусе Христе, воплощенном Сыне Своем, открывает им полноту Своей Божественной природы.
И теперь мы не можем сказать, что не знаем Бога. Конечно, наши знания беспредельно слабы и недостаточны перед безграничной премудростью Бога. Но тем не менее они дают нам возможность осуществить нечто очень важное в нашей жизни, потому что Сын Божий пришел в мир и говорил с людьми, а значит, мы можем сказать, что знаем мысли Бога — по крайней мере, Его мысли о человеке. Мы знаем и Его волю, ибо Слово Божие открывает нам ее через Его заповеди, Его законы. И мы знаем, что воля Божия расположена только к добру, она и есть добро.
Но через воплощение Сына Божия нам открывается еще нечто особенное — непостижимое, но реальное. Через воплощение мы познаем силу Божию, Божественную энергию, которую мы именуем благодатью. Богу было угодно, чтобы через воплощение Его Сына человек мог не только воспринять Бога умом, сердцем и волей, но чтобы он мог соединиться с Ним, приобщиться Божественной силы.
Сегодня мы особым образом прославляем эту Божественную силу, Божественную благодать, которую Бог во Христе даровал всем людям. Через подвиг Спасителя, через Его смерть и Воскресение, через Его снисхождение к роду человеческому, со всеми его грехами, пороками и страданиями, нам явлена Божественная благодать как великий дар Бога. Это та сила, которая способна преодолевать любое греховное расположение нашей души, любые злые действия, любое наше несовершенство и любую нашу болезнь — как душевную, так и телесную.
27
Почему же мы именно сегодня особым образом прославляем этот Божий дар? Потому что по древнейшей традиции, восходящей к первым годам существования Церкви Божией, призыванием Святой Троицы, призыванием Господа освящается вода, которая, не меняя своего естества, наполняется Божественной энергией, Божественной силой. И этот удивительный акт дает нам твердую уверенность в том, что Бог благодатью Своею пребывает со всеми нами, со всем Своим творением.
В день Богоявления Господня, как и в день Рождества Христова и на Пасху, в древней Церкви всегда крестили оглашенных. Оглашенные — это те, кто готовился к принятию Крещения, кто проходил особое назидание, преподаваемое епископом или пресвитерами, кто готовил себя умственно и духовно к принятию великого Таинства. Поэтому в богослужениях в дни Пасхи, Рождества и Крещения присутствует напоминание о крещении оглашенных, которое происходило в эти дни. Мы поем дивный гимн: «Блицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — тот же, который поется и во время совершения таинства Крещения.
Это удивительные слова: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). С одной стороны, это молитва, великая просьба к Богу, чтобы каждому крещеному человеку была дарована сила облечься во Христа, то есть принять то, чему мы научены, принять мысли Бога о нас, Его волю, Его энергию, Его силу, Его благодать. Но с другой стороны, эти слова выражают некое утверждение: те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись. Эти слова звучат и как призыв ко всем нам, крещеным людям, и как укор, потому что каждый может спросить себя: «Я был крещен — либо в детстве своими родителями, либо в сознательном возрасте, — а облекся ли я во Христа? Принял ли я Его мысли, Его волю, Его чувства? Открываю ли я свое сердце для принятия Его благодати?»
Сегодня великий день. Он напоминает нам о таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого принять это таинство не как некий обычай или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с крещением облечься во Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из вод крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные ризы Христовы есть дело всей нашей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому что
28
требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего вздоха каждый из нас должен повторять эти дивные слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь». Тогда вера наша будет живой и действенной, тогда люди будут творить добро не по принуждению, не по указанию, а по велению сердца. Мы можем жить полной христианской жизнью лишь тогда, когда естественно, по стремлению и желанию своего сердца творим то, чему научены Господом.
Пусть же праздник Богоявления обновит в нас силы сохранять верность Спасителю, с Которым мы соединились, Которого приняли в сердце через таинство Крещения и Которому должны быть верны до скончания своей жизни! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.