13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией во вторник второй седмицы по Пасхе, день Радоницы, в Архангельском соборе Московского Кремля 3.05.2011
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ ВО ВТОРНИК
ВТОРОЙ СЕДМИЦЫ ПО ПАСХЕ, ДЕНЬ РАДОНИЦЫ, В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
3.05.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня день пасхального поминовения усопших — Радоница. Этот день установлен специально для того, чтобы каждый верующий православный человек мог порадоваться о Христе воскресшем вместе со своими почившими близкими и родными: родителями, братьями, сестрами, мужьями, женами, друзьями — со всеми теми, кто был близок нам в нашей земной жизни.
Эту радость о воскресшем Спасителе мы разделяем с умершими в полной уверенности, что их души живы. Все мы составляем единую Церковь: они на небе — Церковь торжествующую, мы здесь, на земле, — Церковь воинствующую (не в том смысле, что она борется с кем-то человеческими средствами, но что посвящает себя борьбе с грехом). И пока существует мир, Церковь Христова будет бороться, Церковь Христова будет служить Тому, Кто пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был (Ин. 3,17), как мы только что слышали из Евангелия от Иоанна.
220
Мы вспоминаем умерших молитвенно, и делаем это в первую очередь для того, чтобы их грехи были прощены, чтобы, представ пред Судом Божиим, они получили оправдание. Церкви даны такая сила и такая власть — молиться об изменении загробной участи своих членов, верующих людей. Господь дал такую силу нам, живущим на земле, не по нашим заслугам, не потому, что мы так близки к Нему, но только потому, что Сын Божий пострадал и воскрес, искупив тем самым человеческую вину за первородный грех и взяв на Себя вину за грехи всех людей. Спаситель избавил нас от греха; но если ктото, умирая, несет в себе нераскаянный грех, то силой Святого Духа по молитвам Церкви это прегрешение может быть прощено человеку и после его смерти.
Когда мы задумываемся о загробной жизни людей, то всегда размышляем о суде... Что же означает Божий суд? Мы мыслим об этом, пользуясь собственными категориями мышления, исходя из своего человеческого опыта, и нам кажется, что Божий суд, как и суд земной, — это решение Судии: пойдет человек направо или налево, наследует жизнь вечную или вечную погибель (Мф. 25, 33-46).
Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам понять, что такое Божий суд. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит буквально следующее: Суд... состоит в том, что свет пришел в мир... ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его.., а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его (Ин. 3,19-21).
Судом является присутствие Бога в человеческой истории, в нашей жизни. Судит людей слово Божие. Человеку бывает трудно понять, где правда, а где ложь. Каждый человек уязвим: его сознание, его воля, его чувства подвержены внешнему влиянию, и это уязвление может даже искажать природу человека. На это и рассчитано действие диавола, — чтобы люди перестали различать добро и зло, правду и ложь; и тогда они с легкостью зло примут за добро, а ложь — за правду.
И разве не случалось так в нашей истории? Более того, люди в определенный исторический момент не просто путали добро со злом и ложь с правдой, но во имя зла и лжи убивали своих братьев и сестер. А потом эта ложь и это зло многообразно оправдывались историками, философами, комментаторами исторических событий.
221
Где уж тут разобраться человеку, особенно если прошло какое-то время! Причем все сказанное относится не только к прошлому, но и к настоящему.
Человек может сохранить способность отличать добро от зла и правду ото лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого человека непреходящим мерилом, самым устойчивым, абсолютным критерием. И если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, явленной в Иисусе Христе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему.
Иногда люди спрашивают: «Почему же так трудно проповедовать Христа? Почему к таким очевидным истинам, подкрепленным историческим опытом человечества, люди остаются безразличными, бездушными, а иногда даже со злобой и негодованием воспринимают обращенное к ним слово?» Да потому, что они творят злое и не хотят идти к свету, — чтобы свет не явил их злые дела, не высветил человеческую злобу; потому что там, в потемках, легко скрыться. Больше того, можно придумать некие слова, некие идеи, которые бы даже оправдывали человека, пребывающего в потемках, создавали впечатление, что он вовсе и не против света. А на самом деле он — во тьме и никогда к свету не придет, если только не особая милость Божия.
С другой стороны, человек, живущий по правде, идет к Богу, потому что там его мир. Ему не нужно скрываться в потемках, он не боится увидеть в Божественном свете свои грехи, потому что в ответ на это ви́дение в нем раскрываются сила покаяния и сила молитвы. И, проходя через опыт покаяния и молитвы, человек очищается в свете Божественной правды. Суд Божий не только совершится в конце человеческой истории. Он совершается в каждый момент времени, потому что суд... состоит в том, что свет явился в мир (Ин. 3, 19).
И сегодня, вспоминая наших усопших родных и близких, наших выдающихся церковных и государственных деятелей, святителей наших здесь, в Архангельском соборе Кремля — общенациональной усыпальнице великих правителей нашей земли, месте, где особенно жива историческая память, — мы будем возносить молитвы и о тех, кто покоится здесь, и о всех, кто близок нам, кого мы помним, дабы Господь излил на них Свою милость и чтобы Он принял их
222
«в невечернем дни Царствия» Своего1. Да поможет Господь каждому из нас понять, в чем состоит Божий суд, и в соответствии с этим пониманием устроить свою жизнь так, чтобы иметь надежду на Страшном судище Христа Бога нашего обрести стояние одесную Его славы, обрести возможность быть сопричисленным к свету Его Божественного Царства! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.