13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии во вторник второй седмицы по Пасхе, день сугубого поминовения усопших, в Архангельском соборе Московского Кремля 28.04.2009
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
ВО ВТОРНИК ВТОРОЙ СЕДМИЦЫ ПО ПАСХЕ, ДЕНЬ СУГУБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ, В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
28.04.2009
Сердечно поздравляю вас. Высокопреосвященные и Преосвященные владыки1, дорогие отцы, братья и сестры, с днем поминовения усопших, которое мы совершаем после Светлого Христова Воскресения. Это день радости, потому что поминовение усопших соединяется в нашем сознании с Воскресением Христовым. От нас сокрыто, что такое рай и что такое ад, и, наверное, никто и никогда до скончания века не будет этого знать. Но из Священного Писания мы знаем о том, что даже ветхозаветные праведники томились в аду (Быт. 37, 34-35; Иов. 17, 13-16; 1 Пет. 3, 18-20), потому что на них лежал нераскаянный и неискупленный грех — как прародителей, так и их собственный.
Когда Церковь прославляет Воскресение Спасителя, то она свидетельствует о том, что Христос, воскреснув, совоскресил с Собою Адама. В Великую Субботу мы воспоминаем великое и таинственное событие: как Господь, сойдя во ад, вывел из него праведников, томившихся там. Это действие и называется совоскресением. Каждый человек обладает бессмертной душой, а значит, и до пришествия Христа человеческие души были живы, но находились в аду. И если в Воскресение Христово обретается совоскресение Адама и всех праведников, то это значит, что ад — это не жизнь, ад — это смерть. Мы не знаем, что означает эта смерть, это сокрыто от нас. Это жизнь
1 Архиеп. Истринский Арсений; еп. Балтийский Серафим, еп. Подольский Тихон.
215
и одновременно смерть: жизнь в том смысле, что души существовали, а смерть — что это существование нельзя назвать жизнью. Сила Воскресения и его особое значение для всех нас состоит в том, что Господь совоскрешает с Собой и всех нас. Он разрушает тяготение, притяжение смерти. Вот почему святой Иоанн Златоуст говорит, что смерти нет1, — это означает, что одержана победа над злом, над диаволом, что ад разрушен. Конечно, не каждый человек обретает жизнь во Христе и грешные люди наследуют адские мучения — то существование, которое нельзя назвать жизнью. Но для тех, кто верует во Христа, кто исповедует свои грехи, кто привлекает в Таинствах благодать Божию и, укрепленный этой благодатью, преодолевает грех, — для тех нет смерти, нет ада.
В заупокойной молитве говорится о том, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит» (см. также: 3 Цар. 8, 46). Это означает, что каждый человек согрешает. Однако исповеданием своих грехов, причащением Святых Христовых Таин мы получаем прощение прегрешений. Но никто не знает, все ли грехи прощены тем, кто ушел от нас в иную жизнь. И потому Церкви дана великая сила — испрашивать у Бога прощение грехов тех людей, которые уже умерли. На чем основывается наша молитва за умерших? Она основывается на Воскресении Спасителя. Ведь Христос воскрес для того, чтобы дать нам жизнь вечную, чтобы не допустить нас в ад. И если кто-то по своим нераскаянным грехам все-таки обретает вечные муки, то у Церкви остается возможность взывать к Разрушителю смерти Господу и Спасителю, прося Его простить грехи умерших. Это прошение основывается на нашей вере в то, что Воскресением Своим Господь разрушил смерть и дал возможность каждому человеку наследовать жизнь вечную.
Вот почему так важна молитва об усопших. В пасхальные дни эта молитва обретает особое вероучительное значение: она особо подчеркивает то, что наша вера и наши убеждения, возможность испрашивать прощение грехов умерших основываются на факте Воскресения и победы Христа над смертью. Поэтому так важно в эти пасхальные дни вспоминать почивших людей. Церковь учинила специальный день — сегодняшний, — чтобы мы молились о наших умерших родителях, наших близких и дальних.
1 Иоанн Златоуст, свт. Огласительное слово на Пасху.
216
Сегодня в этом соборном храме мы молились о правителях нашей земли, о великих князьях и княгинях, царях и царицах, о Предстоятелях Церкви нашей, о всех, кто созидал великую Русь, кто защищал и укреплял Православную Церковь, о всех тех, кто внес огромный вклад в развитие нашей страны. Мы также молились о наших родных и близких, о всех тех, кто в вере и надежде жизни вечной и воскресения во Христе переступил границу жизни и смерти, кто сейчас там — за чертой, которая отделяет нас от другого, неведомого нам мира.
Будем молиться о наших родственниках, близких — о тех, кто просит о них молиться. Если живой человек сам может о себе помолиться, то для умерших людей такая возможность закрыта. О них может молиться только Церковь, пребывающая на земле. Кроме того, у каждого из нас есть какие-то долги перед теми, кто ушел. Мы иногда чувствуем угрызения совести в отношении тех родных, близких, которым мы при их земной жизни не оказали должного внимания, любви. Молясь о наших покойных близких и родных, мы тем самым как бы выполняем перед ними свой долг, а может быть, и вину свою искупаем, и чувствуем, как сами получаем облегчение на сердце.
День поминовения усопших всегда почитался в нашем народе. Даже не очень церковные люди, не зная церковных обычаев, в первый день Пасхи идут на кладбища, потому что чувствуют внутреннюю потребность помолиться о своих близких и родных в светлые дни Христова Воскресения.
Дай Бог, чтобы по нашим молитвам, по молитвам Церкви Господь приклонил Свою милость к нашим родителям, к тем, кто ушел раньше нас, дабы сила святого Воскресения оживотворила тех, кто находится в духовной смерти, и совоскресила их со Христом, дав надежду жизни вечной.
Я еще раз поздравляю всех вас с этим особым днем в церковном календаре и призываю никогда не забывать своих близких и родных в молитве, которую, верим, Господь услышит. Аминь.
Христос Воскресе!
Я хотел бы поблагодарить владык, которые мне сослужили, духовенство, хор, который сегодня пел, и всех вас, мои дорогие, кто вместе с нами молился. Храни вас Господь!
217
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.