Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы, в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1.05.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ,В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ
СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

1.05.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Радуюсь, что Господь привел меня в первое после дня Пасхи воскресенье помолиться вместе с вами в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По традиции Патриархи приезжают в Лавру на второй или третий день Пасхи. Но в этом году на третий день Святой Пасхи я совершал службу в Чернобыле в память 25-летия подвига нашего народа — преодоления опаснейших для жизни людей последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. На следующий день я имел возможность совершить Божественную литургию в Киево-Печерской лавре — первой лавре, первом монастыре нашей Церкви, откуда и пошло монашеское благочестие по всей русской земле.

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Волоколамский Иларион, митр. Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Верейский Евгений, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност, архиеп. Егорьевский Марк, архиеп. Бориспольский (ныне митр. Бориспольский и Броварской) Антоний; еп. Майкопский и Адыгейский Тихон, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Элистинский и Калмыцкий Зиновий.

212

 

 

Сегодня мы отмечаем день памяти апостола Фомы — того самого, который сначала не поверил в Воскресение (ибо Воскресший явился апостолам тогда, когда Фомы не было в горнице), но сподобился увидеть Спасителя через восемь дней, то есть в первое воскресенье после пасхальной седмицы. Тогда Господь протянул руки Фоме, сказав, что тот может осязать Его язвы и ребра, чтобы убедиться в Его Воскресении (Ин. 20, 24-27).

Апостол и евангелист Иоанн, повествуя об этом событии, говорит о том, что Спаситель совершил еще много чудес, и все сие... написано для того, чтобы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь (Ин. 20, 31) вечную.

Воспоминание о Пасхе Божией спасительной, о явлении Воскресшего апостолам, о совершении многих знамений и чудес является действительно реальной основой нашей веры — собственно говоря, даже не веры, а знания. Мы точно знаем, что свидетельство апостолов — истина, а не ложь, как это пытались представить буквально с первого дня Воскресения Спасителя. Мы знаем, что на лжи невозможно было бы построить то великое здание Вселенской Церкви, которое было воздвигнуто. Никакие прочные здания на лжи возвести нельзя! Если ложь — ошибка — закрадывается в конструкцию здания, оно обрушивается, люди страдают и погибают. Но что там архитектурные здания! Ведь на лжи и отрицании Бога пытались не только построить великое здание могущественной сверхдержавы, но и создать силу, которая претендовала бы на то, чтобы завоевать весь мир. Для поддержания этой силы народ наш отдавал последнее, истощал себя, загоняя собственную национальную жизнь в тупик, и, наконец, в одночасье, «без единого выстрела» здание рухнуло, — потому что было построено на лжи.

Две тысячи лет стоит здание Церкви Божией, а примеры непрочных общественных конструкций можно встретить в истории не только нашего многострадального Отечества, но и всего мира. Как много империй возвышалось и падало! Как много правителей, в том числе в Европе, возвеличивались для того, чтобы победить мир, — но их господство основывалось на неправде и отрицании Бога и всегда разрушалось.

Вот и сегодня многие считают, что без Бога, опираясь лишь на деньги, технологии, правильное администрирование, можно создать прочное здание, которое поможет людям стать счастливыми. Это

213

 

 

такой же мираж, какими миражами были все подобные попытки, — начиная от Вавилонской башни и кончая днями и событиями, свидетелями которых мы с вами являемся.

Сие же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную (Ин. 20, 31) — не скоропреходящую, в рамках очередного лживого и безбожного проекта земного человеческого счастья, а жизнь вечную. Кто-то может спросить: а разве грешники не воскреснут? разве не воскреснут те, кто не верят в Иисуса как Христа и Сына Божия, — ведь они тоже будут вечно существовать? О какой же вечной жизни говорит апостол Иоанн, связывая эту жизнь с непременным условием веры в Иисуса как Христа и Мессию, Сына Божия?

Существование не означает жизни, существование и жизнь — это не синонимы. И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословским содержанием. Жизнь только там, где Бог, — только Он дает полноту жизни. И разве самоубийство людей не является отказом от той жизни, которая была для них просто страшным существованием? Так, не найдя дороги к Богу, люди совершают непрощаемый грех самоубийства, обрекая себя на такое же страшное существование в вечности.

Сия же есть жизнь вечная, — говорится в 17-й главе Евангелия от Иоанна, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Вера и опытное знание Спасителя, исповедание Его как Христа и Сына Божия, стремление жить в соответствии с этим исповеданием и открывают перед нами врата вечной жизни. А потому сегодняшний день есть не только день воспоминания об уверении Фомы, но и день осмысления того, что означает вера во Христа воскресшего, понимания того, что эта вера открывает каждому жизнь вечную, которая начинается здесь, на земле, которая ощущается и переживается в радостном биении человеческого сердца, в благодарении Бога за всё — и за радости, и за скорби — в тихой и смиренной радости о Христе воскресшем, и завершается в «невечернем дни» Божественного Царства1. Да поможет нам

1 Пасхальный канон, песнь 9.

214

 

 

Господь в эти пасхальные дни укрепиться в вере, которая и вводит нас в жизнь вечную!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.