13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в домовом Покровском храме Московской духовной академии 14.10.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ДОМОВОМ ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ
МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
14.10.2010
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Высокопреосвященный владыка ректор2! Дорогие отцы, братья и сестры, все учащие и учащиеся, гости юбилейного торжества!
1 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская Православная Церковь), митр. Калужский и Боровский Климент, митр. Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь) († 2013), митр. Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь); архиеп. (ныне митр.) Тобольский и Тюменский Димитрий, архиеп. (ныне митр.) Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиеп. Костромской и Галичский Алексий († 2013), архиеп. Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиеп. Бориспольский (ныне митр. Бориспольский и Броварской) Антоний; еп. Гатчинский (ныне Петергофский) Амвросий, еп. Проватский Игнатий (в то время представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси), еп. Кемеровский и Новокузнецкий (ныне митр. Кемеровский и Прокопьевский) Аристарх.
2 Архиеп. Верейский Евгений.
192
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова, которые напомнили нам о замечательном стечении исторических обстоятельств, связанных с сегодняшним днем. Я хотел бы также поблагодарить Вас за дар, который Вы мне преподнесли1.
День Покрова Пресвятой Богородицы занимает очень важное место в моей жизни, потому что в канун праздника скончался мой отец — я хорошо помню этот день. А на второй день после Покрова родился владыка митрополит Никодим, который стал для меня духовным отцом.
Память о событии, бывшем 1100 лет назад в Константинополе, заставляет нас подумать о том, что такое Покров Пресвятой Богородицы. Святой Андрей сподобился видения — простертый над молящимися людьми омофор; в честь этого видения и последующего освобождения Константинополя и был установлен на Руси сей праздник.
Но что означает Покров Пресвятой Богородицы? Простирается ли он над нами всегда и при любых обстоятельствах? Защищает ли нас от всяких бед и зол? А как же тогда революция, гражданская война, закрытие храмов, низвержение крестов, национальное богоотступничество? Как же — в нынешние времена — господство греха в общественной сфере, которое так очевидно проявляется через средства массовой информации? Как уживаются с заступничеством Божией Матери все кошмары человеческой истории?
Совершенно ясно, что Божия Матерь не простирает постоянно Свой Покров над всеми и вся. В противном случае нарушалась бы Божественная справедливость и дар Божественного покровительства через Пресвятую Деву получали бы те, кто этот дар отвергает, кто борется с самой возможностью для людей верить в него. Говоря на тему безбожия, мы обычно вспоминаем атеистические времена. Да, действительно, мы прожили трудную историю, когда атеизм был государственной политикой. Атеистическая идеология стала основой политики — и внешней, и внутренней; и потому богоотступничество, надругательство над святынями стали частью того, что совершала власть и к чему она принуждала народ.
В дар Его Святейшеству архиеп. Евгений преподнес икону Покрова Божией Матери, написанную учащимися Иконописной школы при МДА.
193
Эти тяжкие времена прошли. Но можно ли сказать, что в ту пору Покров Пресвятой Богородицы не простирался над теми, кто верил в Ее силу, кто обращал к Ней свою молитву, кто во имя веры в Ее Сына восходил на голгофу, проходил через все мучения, лишался жизни? Конечно, Ее Покров пребывал над ними. Он не простирался над всеми, защищая всю страну и весь народ, но он покрывал тех, кто в самых тяжких обстоятельствах призывал имя Пречистой Царицы Небесной.
Сегодня времена изменились. Мы наслаждаемся религиозной свободой. Многие из тех, кто стоят во главе страны, являются православными людьми. Поддержка духовного возрождения народа становится сегодня как в России, так и во многих других странах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, важной областью приложения усилий государственной власти. Но разве можем мы сказать, что все пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная брань, потому что никогда диавол не смирится с тем, чтобы слово Божие усваивалось людьми и воплощалось в жизнь. Потому и Церковь наша земная именуется Церковью воинствующей, что участвует в этой брани между добром и злом, между правдой и ложью.
Иногда, встречаясь с архиереями, с духовенством, я слышу такие жалобы: «Почему же, владыка, так плохо говорят о Церкви? Ведь мы не делаем ничего плохого». Я обычно отвечаю так: «Если о Церкви перестанут говорить плохо те, чья деятельность и мировосприятие не соответствуют религиозным убеждениям, значит, Церковь ведет себя неправильно; значит, ошибаются архиереи, недостойно ведут себя священники. Но если мы идем узким путем, ведущим в Царствие Небесное, то всегда найдутся люди, которым это не будет нравиться».
Сегодня любые утверждения — правильные и ложные, важные для человека и совершенно безразличные, проверенные и просто слухи — становятся достоянием гласности через современные средства массовой информации. Раньше бабушки на скамеечках сплетничали, а теперь сплетничают в Интернете. Непроверенные слухи, страхи, глупости — всё точно то же, что и раньше, — присутствуют теперь в так называемых социальных сетях. Но если раньше люди
194
мимо бабушек, сидящих на скамеечке, проходили с вежливой улыбкой, то теперь часами сидят, читая то, что бездумно может написать каждый.
Говоря обо всем этом, я не призываю людей отказываться от работы в Интернете. Но я призываю всех вас иметь остроту духовного зрения, не верить словам, которые выплескиваются в общественное пространство без всяких доказательств, когда поливаются грязью люди, особенно известные. Все те, кто хоть что-то делают сегодня для страны, непременно будут облиты грязью. Достаточно почитать то, что пишут о государственных деятелях, о вождях, о правительстве, о Патриархе, об архиереях, чтобы быть свидетелем этой брани.
Но есть очень важное отличие всех тех, кто прямо или косвенно служит диаволу, от тех, кто служит Богу. Если мы служим Богу, то мы находимся с Ним в прямых отношениях, мы обращаемся к Нему с молитвой, мы обращаемся к Нему с верой и надеждой. Тогда Господь приклоняет к нам Свою милость, тогда над нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, и все человеческие страхи и интриги отходят в сторону, потому что нет ничего сильнее, чем Покров Божией Матери и благословение Божие над человеческой жизнью.
Вот почему Церковь молится о властях и воинстве. Вот почему Церковь молится о Патриархе и иерархах. Вот почему Церковь вспоминает в своих молитвах страждущих, гонимых, всех тех, кто переживает тяжкие обстоятельства жизни, — потому что мы верим, что в ответ на нашу молитву совершается то, чего мы не видим очами, но что видел святой Андрей, взирая на небо в самый страшный, быть может, момент истории Константинополя. Он видел, как в ответ на молитву людей, собравшихся во Влахернском храме, Пречистая Царица Небесная простерла над ними Свой Покров.
А как еще можно объяснить 325-летнюю историю Московской духовной академии, которая начиналась во славе, в силе — в центре Москвы, под покровительством царей, с привлечением выдающихся ученых, которая была главным учебным заведением страны, а затем вступила на тернистый путь исповедничества и даже была закрыта? Кто-то, наверное, очень надеялся, что никогда более в Троице-Сергиевой Лавре не вспыхнет огонь богословского ведения. Но Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на кровь мучеников, на
195
молитву исповедников, на труды наших иерархов, богословов, клириков и верующего народа был простерт и над этой духовной школой, и сегодня мы в радости празднуем ее 325-летие.
Из прошлого нужно извлекать уроки. Про человека, который не извлекает уроков из прошлого, мы говорим, что он немудрый, не умеющий учиться на опыте других. Церковь обладает великой мудростью, потому что она сохраняет историческую память. И памятуя о том, что случилось с нами, в том числе и с Московской духовной академией, размышляя о ее крестном историческом пути, будем помнить и о том, что Покров Пречистой Царицы Небесной как великая защита и мощная крепость простирается над каждым, кто с глубокой верой и надеждой обращает к Ней свое сердце.
Вот почему мое слово в этом храме в ответ на ваши приветствия я хотел бы закончить сегодня простым призывом — к профессорам, к преподавателям, к учащим, к учащимся, к тем, кто постоянно посещает этот храм. Пусть в центре вашей жизни всегда будет молитва, ясное осознание того, что силой молитвы приклоняется милость Божия, силой молитвы над каждым в отдельности и над всеми нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. А наша общая задача заключается в том, что, несмотря на грехи, заблуждения, падения наших современников, мы как Церковь должны непрестанно молиться, чтобы Покров Пресвятой Богородицы пребывал над всей исторической Русью, над страной нашей Российской, над всеми, кто сознательно или, может быть, еще недостаточно сознательно готов принять Божие заступление и увидеть Покров Пречистой Царицы Небесной над собой. Верю, что Господь и Матерь Божия услышат наши молитвы!
В память о сегодняшнем торжестве я хотел бы преподнести вам, владыка, для академического храма это драгоценное Евангелие, украшенное Богородичными цветами, с тем, чтобы в праздничные дни, особенно посвященные памяти Царицы Небесной, всегда именно это Евангелие было на престоле и чтобы по нему читались Божественные, вечные, спасительные словеса.
С праздником, дорогие мои!
196
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.