Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 28.08.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

28.08.2010

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы! Это день славы Божией Матери, Которая прожила по человеческим меркам очень скромную и незаметную жизнь. У Нее не было сколько-нибудь известного положения в обществе, не было богатства, не было красивого дома, не было красивых одежд — не было ничего, что составляет атрибуты светской счастливой жизни.

1 Митр. Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат); еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Иероним (Чернышов), еп. Орехово-Зуевский Пантелеймон, еп. Рыбинский (ныне Рыбинский и Угличский) Вениамин.

162

 

 

На Ее долю выпало множество страданий. Наверное, каждая мать знает, что значит страдать за своего ребенка, но редко какой матери дано видеть страдания и смерть своего сына. Оружие прошло сквозь сердце Богоматери (Лк. 2, 35) — страдания, не сравнимые ни с чем; их можно уподобить только самому распятию на Кресте, потому что боль внутренняя, душевная была не меньше, чем боль физическая.

В жизни Царицы Небесной не было никакой земной славы. Ее единственная слава пришла к Ней в день Ее Успения. Она явилась в сей день как избранный Богом сосуд, во славе завершив Свой жизненный подвиг и явив всему миру отображение Божественной славы.

В Священном Писании мы не находим упоминаний о жизни Богоматери после Вознесения Господа. Но о земной жизни Богоматери и Ее преславном Успении нам хорошо известно, потому что о них было поведано такими известными церковными писателями, как Игнатий Антиохийский и Мелитон Сардийский, уже в I и особенно во II веке. В IV веке святитель Епифаний Кипрский обобщил устное предание о жизни Богородицы, которое сохранилось в древней Церкви, а вслед за Епифанием уже многие святые отцы и просвещенные церковные писатели рассказывали о жизни Богоматери после Вознесения Ее Сына и особенно о дне Ее преславного Успения.

Из всех Богородичных праздников сегодняшний день — совершенно особый, потому что через воспоминаемое ныне событие Бог подвел некий итог жизни Своего избранного сосуда — Пресвятой Девы Марии — и отметил человеческой и Божественной славой Ее кончину, которая стала преставлением от земли на Небо и души, и тела Пресвятой Богородицы.

Царица Небесная была как Мать близка Спасителю по Своему физическому естеству. Однако мы знаем, что родство людей никак не гарантирует подлинной близости по мысли, по духу. Но Божия Матерь была близка Спасителю не только как Его Мать, давшая Ему физическую жизнь, — Она была близка Своему Сыну и духовно. Сегодня мы сказали бы, что это были единомышленники, которые жили одним пониманием того великого служения, которое Ее Сын принес людям как совершенный Человек и Сын Божий.

В чем же основа этой близости Богоматери к Ее Сыну? В чем основа этого духовного родства? В том, о чем сегодня апостол Павел говорил нам в своем Послании к Филиппийцам: В вас должны быть

163

 

 

те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). В Божией Матери были те же чувствования, та же внутренняя система ценностей, тот же взгляд на жизнь.

Каждый из нас призван быть ближним Богу, призван иметь с Сыном Божиим духовное родство. Мы не имеем возможности иметь с Ним прямое физическое родство — хотя по крови весь род человеческий един и в каком-то (самом широком) смысле слова мы все родственники Спасителю, как мы все родственники друг другу. Но очень важно иметь духовное родство с Господом, иметь в себе те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

А отчего у Божией Матери было такое душевное и духовное расположение? Конечно, от воспитания. Она была воспитана при храме, у Нее были благочестивые родители, у Нее были замечательные духовные воспитатели, хотя мы и не знаем их имен.

Воспитание является очень важным, решающим фактором в формировании человеческой личности. Те же чувствования, что и во Христе Иисусе, не посетят нас, если мы не работаем над собой. Замечательно, если такая работа начинается с детства: когда сначала старшие воспитывают в семье своих детей, внуков, а затем эстафету подхватывают Церковь, церковно-приходские воскресные школы, а также государственные учебные заведения; когда младенец, отрок, юноша воспитывается в единой системе ценностей — вот тогда у человека и могут сформироваться те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

Но кроме воспитания у Божией Матери было еще нечто, что отобразило в Ней внутреннюю жизнь Ее Сына: Она была рядом с Ним, Она Его видела, Она Его слышала, Она у Него училась. Нам с вами не дано физически видеть и слышать Господа, но мы имеем возможность слышать Его слова, запечатленные Священным Писанием, мы имеем возможность быть близкими к Нему через молитву. В молитве человек так сближается с Богом, что говорить о границах уже невозможно. Через нее мы входим в таинственное, но реальное общение с Богом. И чем она сильнее, тем прочнее связь, тем больше сила Божественная, которая в ответ на молитву даруется человеку.

У нас есть те же возможности, что и у Божией Матери, — быть близко к Богу, предстоять Ему, слышать Его голос, учиться у Него, подражать Ему, жить по Его закону, дабы в нас были те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

164

 

 

Неслучайно мы читаем сегодня Послание к Филиппийцам, потому что Божия Матерь — великий пример того, как в человеческой личности способен отобразиться Бог. Прославляя Ее славное Успение, мы обращаем к Ней нашу молитву быть вместе с нами на нашем жизненном пути и укреплять нас в богомыслии, в воспитании своего внутреннего человека по подобию Божиему. Аминь.

С праздником всех вас поздравляю!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.