13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля 7.04.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
7.04.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы, братья, сестры, уважаемая Светлана Владимировна1! Поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
«Днесь спасения нашего главизна» — сегодня начало нашего спасения. Этот день положил начало великой тайне Божественного воплощения, тайне, которая не может быть объята человеческим умом. В этой тайне так много непонятного для людей, и прежде всего само благовещение, непорочное зачатие и рождение Сына Божиего и Сына Человеческого. Люди пытаются примерить все эти тайны к своему опыту, но ничего не получается, потому что в человеческой жизни нет аналогов воплощения Бога в лице Сына Человеческого. Мы можем лишь благоговеть перед этой тайной, прикасаться к ней — не разумом своим, несущим в себе и грех, и несовершенство нашего мира и нашей собственной личности, но только чистой верой, — и обретать от этого прикосновения великую силу.
О празднике Благовещения в святоотеческих творениях написано очень многое: сохранились замечательные проповеди выдающихся
1 Медведева С. В., председатель Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».
145
иерархов, отцов Церкви, в которых раскрывается богословие этого великого события. Но, с другой стороны, эти древние слова не всегда понятны современному человеку, а поскольку факт Боговоплощения лежит вне опыта современного человека, то даже самое мудрое и самое прекрасное человеческое слово словно повисает в воздухе. Для того чтобы иметь живую веру, нам нужно все то, что Бог во Христе явил роду человеческому, включить в свою жизнь, в свое понимание. Сделать это очень непросто, но в этом нам помогают святые отцы.
Мы говорим, что Божия Матерь выше Ангелов и Архангелов — «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Мы понимаем (кто-то очень отчетливо, а кто-то лишь в общем), что речь идет о некоем величайшем совершенстве. А как это совершенство было выражено в жизни? Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как вела себя? Наверное, если бы мы увидели обычную земную жизнь Богородицы, то от нас отступили бы всякие сомнения, потому что величайшая святость являлась во всем — и во внешнем облике, и в общении с людьми, в том, что и как Она говорила.
А сохранились ли свидетельства об этом, есть ли описания — не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев? Такие описания есть, и я хотел бы вам сегодня их напомнить.
Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию он был тем самым младенцем, которого Господь взял на руки и сказал: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был, конечно, ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь.
Что же пишет нам святитель Игнатий Богоносец о Божией Матери? Цитирую: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что
146
Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим»1. Свидетели — те, кто видел, слышал, — рассказывали о Ней Игнатию Богоносцу, человеку, жившему не во втором, не в третьем поколении, а в то же самое время.
Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные»2.
Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от «ветра головы своея», но опираясь на то живое предание, начало которого положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты»3.
Тот же Никифор Каллист замечательно свидетельствует о Ней: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным
1 Игнатий Богоносец, сщмч. Письмо Игнатия Богоносца к ап. Иоанну Богослову.
2 Никифор Каллист. Церковная история.
3 Амвросий Медиоланский, свт. О девственницах.
147
цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее» (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Все говорит о том, что во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.
Вот какой дивный физический образ Божией Матери сохранен в предании! Эти свидетельства должна знать и помнить каждая современная женщина — и богатая, и бедная. Это идеал женщины, это идеал человека. И потому, когда мы говорим, что Она выше всех Ангелов и Архангелов, мы имеем в виду не небожительницу — мы имеем в виду реального человека, Пречистую Преблагословенную Деву Марию, Которая запечатлела в истории, в словах тех, кто свидетельствовал о Ней, великую красоту Своего образа — и физического, и духовного.
Конечно, как Мать Сына Божиего Она имеет в мире совершенно особую миссию. Она предстоит престолу Божиему и молится за Церковь и за всех, кто обращает к Ней свою молитву. Но Она также является идеалом и великим примером для подражания.
Да поможет всем нам Господь воспринять святой образ Приснодевы Марии, в том числе и физический, как пример для подражания и как одну из основ почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в Православной Церкви! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.