13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля 7.04.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ПРАЗДНИК
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
7.04.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Днесь спасения нашего главизна»... Сегодняшний день — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — являет нам событие, которое стало началом нашего спасения. Богу было угодно войти в человеческую историю, стать одним из нас, Божественную природу соединить с природой нашей, чтобы Своей Божественной силой,
138
сопрягая Божественное и человеческое, препобедить грех и восстановить падшего Адама. Падшее человеческое естество во Христе было восстановлено, Божественное творение снова явлено в своей первозданной красоте.
Господь создал человека свободным, и даже спасение людей Всемогущий Бог не творит без человеческой воли. Конечно, Господь мог бы спасти род человеческий без всякого согласия людей, Он мог бы избавить нас от плена диавола исключительно Своей силой, не используя силу человеческую. Но поскольку Господь сотворил человека свободным, сделав эту свободу частью Своего замысла о мире, то и дело спасения должно было осуществляться при участии человека и через его свободное волеизъявление.
Явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии в Назарете, когда он провозвестил Ей благую весть о том, что именно от Нее родится Спаситель, Избавитель мира (Лк. 1, 26-38), положило начало делу нашего спасения. Но вхождение Божественной воли в человеческую историю требовало свободного и разумного человеческого ответа. Должно было прозвучать слово «да», то есть люди должны были ответить согласием. И это согласие дала Пресвятая и Пречистая Дева Мария. Как грех вошел в человеческий род через согрешение Адама по закону наследственности, связывающему все человечество, так и Божия Матерь, будучи также сопричастна всему человеческому роду, имела право от лица всех сказать это «да». Ее согласие, исполненное смирения и преданности воле Божией, было непременным условием Боговоплощения — вхождения Бога в жизнь людей. Именно поэтому мы говорим, что Божия Матерь вошла в саму тайну Божественного воплощения. Ее служение не может сравниться ни с каким другим, а святость Ее превыше святости Ангелов и Архангелов. Она — Та, к Которой мы обращаемся так же, как к Сыну Ее; мы не только просим Ее заступничества пред Богом, но и прямо говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Так мы обращаемся только к Сыну Ее и к Ней, потому что Она, будучи причастна к тайне Божественного воплощения, имеет силу спасать нас, предстательствуя за весь род человеческий перед Своим Божественным Сыном.
Почитание Божией Матери в христианской Церкви было изначально. Одни из самых первых изображений в римских катакомбах, в подземельях, где собирались первые христиане во время гонений,
139
были посвящены Божией Матери. Иконографические изображения Девы Марии восходят, по преданию, к апостолу Луке и являются одними из первых в истории иконографии. В этой традиции иконографического почитания запечатлено вселенское почитание Божией Матери, в основе которого лежит то великое значение, которое Царица Небесная имеет в деле спасения всего человеческого рода.
Святитель Прокл, Патриарх Константинопольский, размышляя о тайне Боговоплощения в связи с праздником Благовещения, говорит, что Пречистая Дева является «похвалой жен и славой их пола»1. Это сильное и очень важное утверждение святителя помогает понять, почему в христианской Церкви никогда не умалялось значение женщины, всегда особенно почиталось таинство материнства, проявлялось уважение к женскому труду, словом, никогда не допускалось того, что на светском языке сегодня называется дискриминацией женщин.
Основываясь на словах Спасителя о браке, о значении жены, о значении чадородия, Церковь Божия всегда поддерживала и укрепляла женщин в несении их особого служения: продолжении рода человеческого, созидании семьи, воспитании детей. Всякое оскорбление, унижение женщин Церковь считает проявлением греха, присущего миру. И если по человеческой слабости и греховности нечто подобное и происходит в христианской среде, то оно не получает поддержки Церкви и всегда осуждается.
В совсем недавнее время среди некоторых христиан возникли опасные заблуждения: многие, поддавшись общему стремлению к женскому равноправию, стали требовать особого статуса служения для женщин в Церкви. Возникло так называемое «женское священство», которое проистекает не из Слова Божиего, не из отеческой традиции, а из мудрствования века сего. В Православной Церкви никогда не стоял вопрос о том, какое место должна занимать в ней женщина, потому что она прославлена в лице Божией Матери, Которая, по слову святителя Прокла, являет Собой «похвалу жен и славу их пола».
Может быть, не случайно и возникли эти греховные и опасные заблуждения, которые являются ничем иным, как вторжением во
1 Прокл, патриарх Константинопольский, свт. Беседа на Благовещение.
140
внутреннюю жизнь христиан стихий мира сего, именно в тех христианских группах и конфессиях, которые отказались от почитания Божией Матери. И печально, что находятся такие христиане, которые принимают эти стихии в свою жизнь несмотря на то, что это расходится и со Словом Божиим, и с двухтысячелетним Преданием святой Церкви.
Сегодня, когда мы прославляем имя Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, когда обращаем к Ней свою молитву, мы должны вспомнить и тех, кого вместе с Ней прославлял святитель Прокл. Непроста жизнь наших женщин. В России она никогда и не была простой. Все страшные испытания, которые постигли нашу страну в XX веке, особенно больно ударили по, как принято говорить, слабой половине рода человеческого. Но милостью Божией именно женщины сумели в тяжкие времена гонений сохранить веру и научить этой вере своих детей и внуков — «слабый» женский пол оказался сильнее мужского.
Мы знаем, что сегодня на плечах женщины часто лежит не только ответственность за содержание семьи и воспитание детей, но и многие важные общественные функции, особенно в деревнях и селах, где трагически сокращается мужское население. Женщины оказались сильнее и в отношении противостояния многим опасным искушениям и соблазнам — в первую очередь таким страшным и разрушительным, как алкоголизм и наркомания. Сохраняя свое физическое здоровье, они тем самым обеспечивают и здоровье будущих поколений, исполняя великую миссию хранения не только семейного очага, но и жизни грядущих поколений.
Вот почему с такой болью люди относятся к порокам в женской среде. Вот почему такое тяжелое чувство вызывает падение нравственности среди женщин: ведь именно они, как хранительницы семейного очага, призваны прежде всего заботиться о чистоте жизни, о хранении Богом данных устоев семейной жизни, разделяя, конечно, эту заботу со своими мужьями.
Сегодня разлагающее влияние безбожного отношения к браку, семье, женщине все больше проникает в наше общество. Одной из задач Церкви, которая ныне осуществляет особое попечение о детях и молодежи, о подрастающем поколении, должна стать и забота о женщинах, о материнстве, о поддержании нравственности в женской
141
среде, об ограждении женщин от тех пороков, которые усиленно навязываются извне современным обществом.
«Похвала жен и слава женского пола» — Пречистая Преблагословенная Дева Мария, — простирая Свой спасительный Покров над всем миром, конечно, особенно слышит женскую, материнскую молитву о детях, о семье, ибо Она Сама стала Матерью, Она Сама совершила то, что совершают женщины, воспитывая ребенка, вкладывая в него свою любовь и всю силу своей души.
Будем и мы крепко молиться Царице Небесной о наших детях и юношестве, о сохранении нравственности в наших семьях, будем молиться о наших женщинах — трудолюбивых и самоотверженных, на долю которых выпало тяжелейшее служение, — дабы Господь поддержал их силы, оградил от искушений и соблазнов, сделал их настоящей нравственной опорой нашего общества. Мы верим, что Царица Небесная, послужившая делу нашего спасения, явившись вместилищем невместимого Бога, услышит все наши молитвы и все наши воздыхания и приклонит ко всем нам Свою милость и Свою любовь. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.