13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском храме в Петровском парке 6.04.2009
СЛОВО В КАНУН ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ
ХРАМЕ В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ
6.04.2009
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Димитрий1! Дорогие владыки2, братья и сестры!
Я радуюсь возможности в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы совершить вместе с вами всенощное бдение в храме, который посвящен этому святому дню. Рад видеть многочисленный и дружный приход, большое число людей в храме, особенно детей и молодежи. Во всем этом видна активная пастырская работа, что очень важно в современных условиях для изменения состояния нашего общества, поскольку именно через храмы Божии, через приходские учреждения слово Божие должно входить в реальную жизнь людей. Храмы и приходы должны быть проводниками Божественной истины, христианского учения, и, конечно, жизнь прихожан должна быть примером для других.
Мы собрались ныне в канун храмового престольного праздника, и сам этот день является поводом подумать о значении храма Божия. Случается слышать такие слова: «Я человек верующий, но в храм не хожу». Подобные случаи нередки: одни не ходят в храм, потому что далеко ехать, другим тяжело утром вставать, третьим трудно стоять на богослужении — причины приводятся разные. Есть также люди, которые принципиально не считают важной молитву в храме, а полагают, что вполне достаточно помолиться дома. Это глубокое заблуждение — молитва в храме отличается от молитвы индивидуальной. Человек — за исключением особых праведников, аскетов, подвижников духа — не может молиться долго, ибо нет более тяжелого труда, чем молитва. Хорошо известно, что некоторые молодые послушники в монастырях говорят: «На любую работу готов идти, но не могу долго молиться». Это происходит потому, что молитва
1 Прот. Димитрий Смирнов, настоятель Благовещенского храма в Петровском парке.
2 Еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Люберецкий (ныне митр. Пензенский и Нижнеломовский) Вениамин.
136
есть концентрированное состояние духа, при котором мысль соединяется с сердечным чувством. Человек — существо слабое, и требуется очень большое внутреннее сосредоточение, нужна полная концентрация сил, чтобы развить в себе необходимую духовную энергию. Вот и получается иногда: стоим мы час или два на молитве, а из всего этого времени молимся лишь несколько минут. Если мы совершаем молитву дома, в одиночестве, так и происходит: некоторое время молимся, а дальше ум отвлекается от молитвы, мы вольно или невольно начинаем думать о своих делах и проблемах.
Когда же мы молимся в храме — вот так, как сегодня, стоя рядом с другими, чувствуя локоть друг друга, — то происходит следующее: у одного человека на какое-то мгновение теряется концентрация в молитве, но в это время в храме молится другой человек, а когда и у того ослабевают силы, молится третий, четвертый. И не бывает такого, чтобы в храме кто-то не молился. В храме слагаются наши духовные усилия, наша энергия; молитвенное воздыхание огромной силы устремляется ко Господу, и Бог слышит нашу молитву, приклоняет к нам Свою милость.
Неслучайно сказано в Евангелии: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Господь посреди нас, когда мы молимся, потому что совместная молитва сильнее молитвы индивидуальной — мы взаимно восполняем слабости друг друга, восполняем недостатки молитвы, которые, наверное, есть у каждого. И Господь слышит нас не как отдельно взятых людей, а как общину, соединенную благодатной силой молитвенного общения. Молитва в храме по силе своей несравнима ни с какой другой молитвой, вот почему Господь и призывает нас молиться вместе.
Неслучайно те, кто обрушил в XX веке гонения на веру Христову, стали закрывать храмы. Делалось это не потому, что Церковь в то время представляла для гонителей какую-то идеологическую альтернативу, не потому, что они боялись Церкви как политической силы, но за всем этим стоял враг рода человеческого, действовавший через гонителей, ибо он знал, что пока есть общая сильная молитва — не победить веру Христову.
Мы знаем, как немного оставалось тогда на страдавшей Руси действующих храмов — порой один приходился на многие десятки и даже сотни тысяч человек. Но каждый из них, объединяя
137
молящуюся общину, был светочем духовной жизни, средоточием веры и молитвы. И сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, стоит ли идти в храм, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы в силу (Пс. 83, 8).
Дай Бог всем нам хранить способность к совместной молитве! И да дарует нам Господь физические силы, чтобы несмотря на усталость, а иногда и болезни, приходить в храмы Божии и вместе с другими сливаться в едином воздыхании ко Господу.
В день Благовещения Пресвятой Богородицы — ваш храмовый праздник — я хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы всегда в этом храме было множество народа: и молодых людей, и людей среднего возраста, и пожилых; чтобы всегда была здесь горячо молящаяся община, которая подкрепляла бы своих членов и подавала духовную помощь многим другим — тем, кто еще не открыл для себя дорогу к православному храму.
Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Димитрий, и духовенство, которое совершает здесь служение, за ваши пастырские труды. Пусть Божие благословение пребывает со всеми нами и Покров Пречистой Царицы Небесной да сохраняет нас от всякого зла! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.