13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8.01.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
8.01.2010
Всех вас, дорогие владыки1, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с попразднством Рождества Христова!
По традиции нашей Церкви сегодняшний день имеет такое же значение, как и великие праздники. Вот почему в этот день всегда совершаются торжественные богослужения; а по обычаю града Москвы богослужение проходит в самом главном храме нашей Церкви Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
Второй день Рождества посвящен тем, кто был близок Спасителю по плоти. Мы отмечаем память царя Давида, праведного псалмопевца, из рода которого произошел Иосиф Обручник, ставший хранителем девства Пресвятой Богородицы и как бы земным отцом для Младенца и Отрока Иисуса в Его детские и отроческие годы. Мы вспоминаем также апостола Иакова, который был одним из четырех сыновей праведного Иосифа. Видимо, не только родственные чувства, но и личная дружба скрепляла отношения Спасителя с этим человеком, который в начале жизненного пути Господа был еще совсем молодым, по возрасту близким к Нему. По преданию именно апостол Иаков был вместе с Иосифом, Марией и Спасителем в Египте, где святое семейство спасалось от преследований царя Ирода.
Сегодняшний день — второй после Рождества — мы называем Собором Пресвятой Богородицы, то есть собранием, в которое входили люди, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также Господу Иисусу Христу.
Хотя Рождество Иисуса Христа и не было обычным рождением, но для земной жизни Спасителя важное значение имела Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. Поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает
1 Архиеп. Истринский Арсений; еп. Подольский Тихон.
127
и земную жизнь Спасителя, Его близких и родных. Иначе и быть не может, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, Небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим. Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь с ее радостями и скорбями была восхищена в тайну Святой Троицы, чтобы эта жизнь обожествилась. После воплощения Сына Божиего Божественный замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется Небесное и земное, Божественное и человеческое.
Вот почему христианин, устремляясь к горнему, к вечной жизни, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало, в котором некоторые видят грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле.
Все то, что совершает человек во славу Божию, что является результатом его созидательного труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество — и самое высокое, и самое незначительное — это наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим. Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией — так, чтобы, по слову апостола, Небесное соединилось с земным и во главе всего был Бог (Еф. 1, 10), Который и наполняет, и содержит все Своей силой.
Рождество Христово — тайна Божественного воплощения — многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесех наших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20), — призывает нас апостол. Сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает всех нас к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесех наших. Аминь.
128
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.