Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8.01.2009

СЛОВА В БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

8.01.2009

 

Высокопреосвященные и Преосвященные владыки1!

Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем праздника Рождества Христова и памятью Собора Богоматери!

Собор Пресвятой Богородицы означает близких Ей, а значит и Господу Спасителю, людей — близких по плоти, по общению. Мы вспоминаем в этот день святого праведного Иосифа Обручника, который, будучи восьмидесятилетним старцем, по благословению первосвященника2 принял Деву Марию, чтобы хранить Ее девство и Ее чистоту. Для того чтобы их совместное проживание было возможным, Иосиф по тогдашним законам обручился с Ней, хотя все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Деву Марию. Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Младенца Иисуса Христа. Ведь именно так и говорили те, кто обращался к Отроку Иисусу, в том числе и Мать Его, когда Он в двенадцатилетнем возрасте остался в иерусалимском храме и потерялся для родителей. Дева Мария укоряла Его в том, что Он огорчил отца Своего и Ее (Лк. 2, 42-48); для всех окружающих Иосиф был как отец.

1 Архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Орехово-Зуевский (позже Костромской и Галичский) Алексий († 2013); еп. Красногорский (ныне архиеп. Тираспольский и Дубоссарский) Савва.

2 Об этом рассказывается в «Протоевангелии Иакова».

123

 

 

Мы вспоминаем святого пророка и псалмопевца Давида — святого человека, который хоть и согрешил в своей жизни, и тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами мы все сегодня каемся, обращая к Богу великие слова: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50, 3). Пророк Давид по плоти был предком Господа Спасителя, потому что, в согласии с библейским пророчеством, Спаситель, Мессия пришел в мир из рода Давидова.

Мы вспоминаем сегодня и апостола Иакова, брата Господня. Он также условно называется братом Божиим, потому что был старшим сыном обручника Иосифа от его первого брака. Иосиф был вдовцом. С точки зрения исполнения ветхого закона Иаков был очень благочестивым человеком. Когда он стал первым епископом иерусалимской Церкви, то и христиане, и иудеи почитали его как праведника. Но исполняя предписания ветхого закона, Иаков был епископом и завета Нового — он провозглашал Господа Иисуса Христа Мессией и Избавителем Израиля, став неугодным тем, кто отправил Спасителя на Голгофу. Они расправились и с Иаковом, сбросив его с крыши иерусалимского храма.

Вспоминая о близких Спасителя, мы имеем возможность задуматься над тем, кем являются для нас наши близкие люди. У каждого есть близкие, родные по крови люди: муж, жена, родители, дети, двоюродные братья и сестры, племянники. Нередко в семьях поддерживаются очень дружные отношения. Порой бывает, что люди, состоящие даже не в первой или второй, а в более далеких степенях родства, тоже сохраняют подлинно родственные отношения друг с другом. Очень часто мы общаемся с друзьями или коллегами по работе, с которыми проводим большую часть времени, — они также входят в наше близкое окружение, являясь близкими уже не по крови, а по духу.

Что означает для человека близкое окружение? Почему Господь дает нам близких? — Все это имеет отношение к нашему спасению. Господь призывает нас к любви. А попробуйте полюбить человека на улице, который еще и толкнул вас, или невежливого пассажира в метро, который крепко вас прижал, а заодно и отругал. Никаких человеческих сил не хватит, чтобы в этот момент полюбить человека. Иногда, испытывая такой горький опыт общения, связанный с конфликтами, мы в недоумении задаем себе вопросы: а что означает заповедь о любви к ближнему? как можно любить ближних?

124

 

 

Господь дает нам некую школу любви. Он помогает нам входить в тайну любви к ближним через любовь к своим родным, близким. Однако иногда нам не хватает любви даже на близких нам людей. Порой родители, увлеченные своей работой, карьерой, забывают о детях. А дети, когда вырастают, нередко забывают о родителях. Братья становятся чужими для сестер, а сестры для братьев. Происходит это потому, что мы не смогли воспитать в себе способность любить даже того человека, который входит в наше близкое окружение. Если близких не любим, как будем дальних любить?

Господь дает нам наших ближних для того, чтобы мы могли не только опираться на них в трудные моменты жизни, но и практиковаться в христианской любви. Начинать нужно с ближних, чтобы потом перенести любовь и на дальних.

Особое значение в нашей жизни имеет приход, церковь. Когда мы в воскресенье или праздники собираемся в приходском храме, когда называем друг друга «братья и сестры», когда именно так обращается к нам с амвона священник, он свидетельствует об очень важном: в христианской общине, в приходе мы все — близкие, родные, мы — братья и сестры. Так должно быть, но разве так бывает всегда? Разве не знаем мы горьких случаев, когда люди в храме обижают друг друга, ссорятся, даже заводят какие-то маленькие интрижки друг против друга; когда слова «брат» и «сестра» повисают в воздухе, не достигая сознания людей, потому что сердцем мы не воспринимаем своих со-прихожан братьями и сестрами?

По-разному могут складываться отношения с родственниками. Но с единомышленниками, — с теми, кто пришел в храм по той же причине, по которой и мы пришли, кто стоит рядом и локоть которого мы чувствуем; с теми, с кем мы «едиными устами» исповедуем веру во Единого Бога, воспевая Никео-Цареградский «Символ веры», — мы должны быть единым целым. Ведь это и есть наша семья. Мы сегодня во множестве открываем храмы. Настает время, когда в этих храмах мы должны осознавать себя единой семьей, единой Церковью, общиной, спасаемой силой Божией. Вот почему нужно творить дела милосердия в приходах! Вот почему не должно быть нищих на паперти! Вот почему человек, приходящий со своим горем, должен получить в храме утешение и от священника, и от любого, кто рядом. Стоит только сказать кому-нибудь: «Мне плохо!», как рядом должны

125

 

 

подняться духовные воины, братья и сестры, способные защитить, помочь и поддержать.

Приходы, как и наши семьи, даны нам, чтобы воспитывать в нас чувство любви, чувство общины, общности, единства, единомыслия. И тогда не страшны никакие расколы, соблазны и житейские неурядицы, потому что есть семья, которая может защитить, есть священник-пастырь, который душу отдаст за своих прихожан.

Я очень рад, что сегодня имею возможность сослужить с московскими викариями и с благочинными московских приходов. На вас, дорогие владыки, на вас, дорогие братья, наложена сугубая ответственность за построение приходской жизни в городе Москве — первопрестольном нашем граде. Чтобы люди, случайно заходящие в церковь, становились не просто прихожанами, которые приходят и уходят, но членами одной семьи, способной поддерживать, молиться вместе со своим пастырем, создавать духовную крепость, неприступную для любой вражеской силы и для любых соблазнов.

Я благодарю вас за сегодняшнюю совместную молитву. Пусть благословение Божие пребывает над нашим московским духовенством, представленном здесь в вашем лице. Первопрестольный град несет особую ответственность пред всей Церковью за духовное состояние нашего народа.

Вспоминая Собор Пречистой Преблагословенной Девы Марии, давайте помолимся о родных и близких, вспомним тех, кого мы уже почти забыли, кому не пишем писем, с кем не разговариваем по телефону, но кто связан с нами родственными узами. Помолимся о них, может быть, попросим прощения за то, что забыли их.

Празднуя этот день, давайте посмотрим внимательно друг на друга, ибо мы все вместе — народ Божий. Как говорит апостол Петр: царственное священство,.. люди, взятые в удел, дабы возвещать Господа всему миру — Того Бога, Который, по слову того же апостола Петра, призвал нас в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

Покров Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, молитвы святых угодников, чьи имена мы сегодня вспоминаем, да пребывают с нами, помогая нам на жизненном пути сбрасывать греховную тяжесть и, освобождаясь от пут греха, идти навстречу Божиему Царству! Аминь.

126


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.