13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю по Воздвижении в новоосвященном Свято-Троицком соборе Вознесенского Банченского мужского монастыря (Украина) 2.10.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ В НОВООСВЯЩЕННОМ
СВЯТО-ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО
БАНЧЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ (УКРАИНА)
2.10.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый владыка Онуфрий2! Высокие представители государственной власти! Дорогие благодетели! Отцы, братья и сестры!
Я всех вас приветствую и поздравляю с великим праздником, совершаемым ныне на этой земле. Освящение сего величественного собора наполняет душу радостью, потому что свидетельствует о живой вере людей. Никогда не возносятся к небу храмы с золотыми куполами, если нет мощного движения снизу — от людей к небу и к Богу. Тогда в этот колоссальный духовный поток вовлекаются многие люди. Быть может, те, кому и в голову не пришло бы строить храм, вовлекаются потому, что чувствуют, что здесь сила — сила веры, сила молитвы, достигающей неба, соединяющей с Богом и возвращающейся к людям благодатью Божией.
Сегодняшнее воскресенье на языке церковного Устава называется Неделей по Воздвижении, и потому евангельское и апостольское чтения посвящены Кресту Христову (Гал. 2, 16-20; Мк. 8, 34 — 9, 1). Каждый знает, что на Кресте Бог во Христе, Сыне Своем, спас
1 Митр. Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митр. Волоколамский Иларион, митр. Тернопольский и Кременецкий Сергий, митр. Овручский и Коростенский Виссарион, митр. Вышгородский и Чернобыльский Павел; архиеп. Уральский и Гурьевский (ныне Уральский и Актюбинский) Антоний, архиеп. Хустский и Виноградовский Марк, архиеп. Каменец-Подольский и Городокский Феодор, архиеп. Львовский и Галицкий (ныне Белоцерковский и Богуславский) Августин, архиеп. Белоцерковский и Богуславский (ныне Луганский и Алчевский) Митрофан, архиеп. (ныне митр.) Почаевский Владимир, архиеп. Бориспольский (ныне митр. Бориспольский и Броварской) Антоний, архиеп. Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, архиеп. Мукачевский и Ужгородский Феодор; еп. Мефодий (Петровцы) Ц 2013), еп. Северодонецкий и Старобельский (ныне архиеп. Могилев-Подольский и Шаргородский) Агапит, еп. Хотинский Мелетий, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Нежинский и Прилукский Ириней, еп. Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеймон, еп. (ныне архиеп.) Сумской и Ахтырский Евлогий.
2 Митр. Черновицкий и Буковинский.
116
род человеческий. Однако само слово «спасение» имеет много значений, некоторые из которых не так-то просто понять: искупление, воссоздание твари, обожение человека... Все это истины — непреложные, великие, непререкаемые, но не всегда понятные человеку. А вот то, что мы сегодня слышали в Евангелии, всем ясно и понятно: ...кто хочет последовать за Мною, отвергшая себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Почему же Господь обратил к людям именно такие слова? Почему для того чтобы следовать за Христом, нужно взять на себя крест и, больше того, — самого себя отвергнуть? Это трудно сделать, потому что каждый человек воспринимает мир через самого себя. И каждый из нас ставит себя в центр этого мира, потому что не существует другого мира, кроме того, который мы видим, слышим, осязаем, обоняем, понимаем. Как же так — отвергнуть себя, отвергнуть эту точку восприятия окружающего мира, взять крест, то есть страдания, и следовать за Христом? Для чего это нужно?
Очень важно понять, для чего это нужно. Каждый человек с радостью воспринимает добро. Добро — это то, что окрашивает нашу жизнь в совершенно особые тона и придает жизни смысл. Все знают, что совершать добро непросто, но если сделал доброе дело, — какой светлый след остается в душе! И каждый знает, что совершать зло плохо: когда мы делаем зло, мы потом испытываем угрызения совести — всякое зло, которое мы совершаем, оставляет в душе тяжелый и опасный след. Казалось бы, что проще — совершай добро! Ведь и Господь пришел в мир и учил нас тому, как совершать добро. Но почему же Он не сказал: «Совершайте добро и будете следовать за Мной»? Почему Он сказал нам: ...отвергшая себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною? Почему Господь не сказал: «Я пришел для того, чтобы все люди делали добро»? Почему Он сказал: «Я пришел для того, чтобы взыскать и спасти погибших» (Мф. 18,11)?
В постижении этих истин, в открытии этой тайны — ключ к пониманию того, что есть Жизнь с большой буквы, что есть жизнь по закону Христову. Конечно, Господь желал бы, чтобы все мы совершали добро. Но грех вошел в жизнь людей на заре человеческой истории и в значительной мере повлиял на человеческую природу. Неслучайно апостол Иоанн пишет в своем Первом Послании: ...мир лежит во зле (1 Ин. 5,19), и апостол Павел произносит удивительные
117
слова: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Почему же мы так часто — вопреки своему мировоззрению, убеждениям, воспитанию — делаем не то, что хотим, а то, чего не хотим — зло? Да потому что грех присутствует в нашей природе, и сколько ни проповедуй добро, не будем делать добра, потому что по слабости человеческой грех сильнее. Уж если он довлел над апостолом Павлом, который прямо исповедовал это перед всем миром: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, — то что говорить о нас! Вот потому Господь и не сказал: «Я пришел, чтобы вы делали добро и следовали за Мной», — ибо Он знал, что это нереально.
Но ведь Господь искупил грехи человеческие Крестом! Страданием Своим Он снял с нас вину за первородный грех, хотя и не изменилась поврежденная грехом человеческая природа. Почему же Господь предлагает нам пройти тем же путем, которым прошел Сам, принять на себя свой крест и отвергнуться себя? Потому, что без отвержения себя и без принятия креста не может быть никакого добра. Ведь в силу греха человек считает себя центром мирового бытия — даже маленький ребеночек уже тянет одеяльце на себя. Человек, живущий по законам греховного естества, будет делать всё для себя. Ну а что же нужно, чтобы делать добро? И что такое добро? Это деяние не для себя. Не называется добром приумножение личного богатства. Не называется добром обретение власти. Не называется добром обеспечение себя комфортом. Добром называется только доброе, что мы делаем другим.
Но мы не можем творить добро без жертвы, без пусть маленького, но отвержения себя: ведь добро мы всегда совершаем, ограничивая себя в чем-то, — и в этом смысле отвергаемся себя — хоть на микроскопическую частицу. В какой-то момент мы наступаем на горло своей песне и говорим: «Я отдам, я пожертвую, я сделаю — я разделю с человеком его бремя или свою любовь».
Почему самые священные понятия нашей жизни — такие, как любовь, — связаны с самоотвержением? Не может быть любви без жертвы — это знает каждый человек, особенно человек семейный. Только тогда, когда мы отдаем себя другому или другой, и существует любовь. Потому неслучайно Господь сказал: «Отвергнитесь себя и возьмите крест свой. Только тогда пойдете за Мной и сможете
118
творить добро». А иначе само слово «добро» превращается в пустое и глупое морализирование, которому люди не верят.
Вот что такое Крест Христов. Вот что означает отвержение себя — это изменение природы человеческих отношений, изменение качества человеческой жизни, когда добро становится естественной потребностью, хотя и предполагает нечто неестественное с точки зрения логики греховной человеческой жизни. В самом деле, почему я должен кому-то что-то делать, особенно если я в Бога не верю? Если с этой жизнью кончается всё, какой смысл в моем добре, для чего оно нужно — разве что пустить пыль в глаза или обеспечить политические дивиденды, ведь не укладывается это добро в мое мировоззрение, в систему близких мне ценностей. Но Христос переворачивает эту греховную систему ценностей. Непостижимым образом Он дарует на Кресте прощение всему роду человеческому и призывает нас — через несение креста, через способность ограничить самого себя, свое потребление, свои амбиции, свою власть — послужить другому человеку, устрояя добро. И какая же радость и мир приходят в сердце человека, который сделал хотя бы один шаг на пути, который Христос ему предложил! Ни одна религия мира не говорит о путях достижения подлинного добра, потому что эта тайна жизни открыта только через Крест Христов.
Мы находимся с вами в монастыре, где очень много сил и средств направляются на помощь сиротам1. Мы знаем, что и за пределами этой обители, в миру, в различных светских учреждениях помогают и бедным, и несчастным. Но подлинная помощь приходит только вместе с любовью. Никакой подготовкой медсестер, никакими зарплатами тем, кто ухаживает за престарелыми и умирающими, не наполнить душу любовью. Но как же оживает добродетель, если она исполняется по закону Христову, если человек отвергается себя, жертвует собой, принимает на себя крест помощи обездоленным! Тогда добро живет, расцветает, утверждается в мире сем.
Когда мы говорим, что со времени Христа Спасителя началась новая эра, то имеем в виду не только новое летоисчисление. Мы имеем в виду новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь, новое понимание человека. И эта новизна никогда не перестанет быть новизной.
1 При монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем с. Молница, в котором проживают более 200 сирот.
119
Это откровение, это вдохновение никогда не исчерпается, потому что стоит только человеку отвергнуться себя — даже не в полной мере, а хотя бы отчасти, — взять свой крест и пойти за Христом, как мир начинает преображаться, лица человеческие преображаются и наше общественное бытие наполняется великим Божественным смыслом.
Я хотел бы в день освящения этого святого храма сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Лонгин1, наместник сей святой обители, за то, что в этих стенах Вы вместе с добровольцами, с монахами, монахинями, вместе с Вашими замечательными благотворителями следуете призыву Господа: отвергаетесь себя и принимаете крестоношение, чтобы помогать сиротам, больным и немощным. Собственно говоря, это и есть образ присутствия Церкви в мире. Церковь не ищет своего, не ищет власти, не ищет денег, не ищет господства. Она ищет только возможности — внутренние, духовные, и внешние, материальные, административные, — которые необходимы в условиях нашей жизни, чтобы любовь Христова могла осуществляться в отношении ближних и дальних, особенно же немощных и нуждающихся в помощи.
Пусть благословение Божие пребывает над Черновицкой и Буковинской епархией со множеством ее храмов и монастырей, с благочестивым верующим народом, который преисполнен радости во время святой Божественной литургии! Когда я видел сегодня эти тысячи людей, которые проходили мимо окна моей кельи, устремляясь рано утром в обитель, то мое сердце наполнялось радостью. Храните веру православную, не давайте никаким силам разделить вас, посеять смуту, противопоставить одних другим. А если в какой-то мере это у кого-то получается, — молитесь крепко, чтобы Господь приклонил Свою милость и к заблуждающимся, чтобы и им открылась великая заповедь, лежащая в основе человеческих отношений: «Отвергнисъ себя, не настаивай, не требуй, не борись за свои временные человеческие цели и ценности. Отвергнисъ себя, и возьми крест... и следуй за Христом. И тогда будешь творить добро, преображая жизнь окружающего мира».
В память о посещении этой святой обители я хотел бы преподнести вам образ Пресвятой Богородицы. Да пребывает под Ее держав-
1 Архим. Лонгин (Жар) (ныне еп. Банченский, викарий Черновицкой епархии).
120
ным Покровом сей святой монастырь, храм сей, вознесшийся золотыми куполами к голубому небу, и да хранит Господь всех вас, мои дорогие братья и сестры!
Каждому же из вас я хотел бы преподнести сегодня маленькую иконочку Святой Троицы с Патриаршим благословением, чтобы каждый мог принести ее в свой дом и молиться перед ней о народе своем, о Церкви нашей и о Патриархе, несущем особую ответственность перед Богом и людьми за единство Церкви, за хранение веры православной.
А Вам, Ваше Высокопреосвященство, в благодарность за Ваши многие архипастырские труды, я хотел бы преподнести эту святую панагию с изображением Царицы Небесной. Пусть под Ее Покровом в мире протекает Ваше архипастырское служение во спасение верных и на радость всей Церкви! Храни Вас Господь.
Хотел бы сердечно поблагодарить Президента Украины Виктора Федоровича Януковича за его личное участие в воссоздании этой святой обители и в строительстве сего святого храма. К сожалению, по важным обстоятельствам Виктор Федорович не имел возможности сегодня быть вместе с нами. Но он поручил Юрию Анатольевичу Бойко, министру Правительства Украины, представлять его на этом замечательном торжестве. Сегодня мы молились о Президенте Украины, чтобы Господь дал ему здоровье душевное и телесное, мудрость, мужество, все необходимое для несения великой ответственности по созиданию украинского государства, повышению духовного и материального уровня жизни людей.
Мы молились также и о Блаженнейшем Владимире, митрополите Киевском и всея Украины, который хотел быть здесь в этот день вместе со мной, среди вас, мои дорогие, — с паствой своей. Но по причине недуга, который, к счастью, сегодня уже в значительной мере прошел, Блаженнейший не смог быть с нами, но верю, что мыслью, душой, своей молитвой он пребывал здесь, в сей обители, в момент освящения величественного храма, молясь вместе со своей паствой.
Мое особое слово благодарности отцу Лонгину — человеку, который в значительной мере воплощает все то, о чем я сегодня говорил: в смирении, в простоте сердца и вместе с тем с твердой верой и принципиальностью он жертвенно служит и единству Церкви нашей,
121
и делу возрождения Банченской Свято-Вознесенской обители. Поэтому в день освящения храма Святой Троицы считаю необходимым наградить его высоким орденом Русской Православной Церкви.
[...]
Да хранит Господь Украину и ее благочестивый народ! И да хранит Господь Буковину, Церковь зде пребывающую и несущую свое служение, и всех вас, мои дорогие братья и сестры, на многая и благая лета!
122
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.