Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме во имя святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе 27.09.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО
И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ХРАМЕ
ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА
В АЛЕКСЕЕВСКОЙ НОВОЙ СЛОБОДЕ
27.09.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый владыка Арсений2! Ваше Высокопреподобие, отец Александр3! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова, которые донесли до меня ту замечательную приходскую атмосферу, которая объединяла людей в желании достойно встретить своего правящего архиерея. Я вижу, как много доброго сделано в этом храме — одном из самых значительных в городе Москве как по своей истории, так и по замечательной архитектуре и убранству. Верю, что Господь приклонит милость ко всем нам и появятся возможности и средства восстановить в полном благолепии и первозданной

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Уральский и Гурьевский (ныне Уральский и Актюбинский) Антоний, архиеп. (ныне митр.) Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиеп. Егорьевский Марк; еп. Солнечногорский Сергий, еп. Дрогобычский (ныне Львовский и Галицкий) Филарет.

2 Архиеп. Истринский.

3 Прот. Александр Абрамов, настоятель храма во имя свт. Мартина Исповедника, благочинный Покровского округа г. Москвы.

111

 

 

красоте то, что было некогда сделано нашими благочестивыми предками и что ныне сохраняется в стенах этого замечательного храма.

Радуюсь видеть всех вас, мои дорогие, — и постоянных прихожан храма святого Мартина Исповедника, и тех, кто пришел сюда по случаю Патриаршей службы. Хочу выразить радость и в связи с замечательной возможностью вместе помолиться под этими сводами и совершить — впервые в истории этого храма, а, может быть, и в истории города Москвы — архиерейскую хиротонию1 в приходском храме. Мы поручим историкам, чтобы они проверили, совершались ли когда-нибудь архиерейские хиротонии в приходских храмах Москвы, и если сегодняшняя хиротония окажется первой, то день сей будет вписан в историю Русской Православной Церкви, и вот почему. Епископ призван быть со своим народом. Он должен быть близок к каждому человеку. Приход — это место, где каждый из верующих может вместе со своими братьями и сестрами предстоять Богу, образуя Церковь, — а Церковь там, где епископ. Именно из этого проистекает ответственность и обязанность каждого епископа, каждого архиерея посещать приходы — в идеале все приходы своей епархии. Но в наше время это невозможно ввиду множества приходов, и я рад тому, что сегодня мне удалось быть вместе с вами в этом приходском храме. И чтобы подчеркнуть важность прихода как основополагающей ячейки церковной жизни, и была совершена здесь торжественная архиерейская хиротония.

Мы рукоположили епископа Николая, викарного епископа Уфимской епархии, который призван нести свое служение в Башкортостане, в непростых условиях, где православные живут вместе с мусульманами. Но эти условия только с первого взгляда могут показаться непростыми, а на самом деле большой исторический опыт совместной бесконфликтной жизни народов создает благоприятные условия для взаимодействия с теми верующими людьми, которые отличаются от нас, но которые тоже знают, что такое страх Божий. Поэтому особая ответственность нашей Церкви в таких местах — нести свидетельство о Христе, помогая людям понять, что Христос — мир наш

1 За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архим. Николая (Субботина) во еп. Бирского, викария Уфимской епархии (ныне еп. Салаватский и Кумертауский).

112

 

 

и где Христос, там мир. Сугубая ответственность возлагается в таких местах на архиереев — для утверждения мира и согласия между людьми разных национальностей, этносов и религий.

Сегодня мы отмечаем великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Мы вспоминаем страдания Спасителя, и не случайно поэтому сегодня читается значительная часть 19-й главы Евангелия от Иоанна, повествующей о распятии Христа (Ин. 19, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35). Сегодня мы также читали отрывок из Первого Послания к Коринфянам, в котором апостол Павел учит о Кресте Христовом (1 Кор. 1, 18-24). Он говорит о том, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для... спасаемых — сила Божия (1 Кор. 1, 18). Какие замечательные слова! К погибающим апостол относил тех иудеев и эллинов, которые не признавали и не принимали вести о Христе. И действительно, для одних крест есть соблазн, для других — безумие (1 Кор. 1, 23), но только для нас, спасаемых, — явление силы Божией.

Именно этим «соблазном и безумием» не убоялся Бог спасти мир. А что такое безумие, или, по-славянски, юродство? Это лишение разума, это полная человеческая немощь и слабость, отсутствие всякой силы. Почему же Бог избирает эту слабость, чтобы спасти людей? Для того чтобы каждому стало ясно, что спасение проистекает не от силы человеческой, не от силы разума, не от власти одного человека над другим — будь то политическая власть, или власть денег, или просто власть человеческой мысли. Спасение не может проистекать от силы человеческой, потому что человек греховен; спасение совершается только силой Божией.

Можно себе представить, как была бы извращена идея спасения, если бы не было Креста, если бы не было уничижения, если бы не было поношения. Наверное, были бы написаны тысячи книг о том, как великий вождь и учитель спас свой народ, а через него и все человечество. Но тогда благая весть превратилась бы в идолопоклонническое учение, в центре которого был бы человек с его силой. Однако Бог приносит спасение через человеческую немощь, явленную на Кресте; и никто не может похвалиться, что оно пришло в мир нашими усилиями, нашим разумом, нашей человеческой властью. Спасение пришло в мир нашей слабостью, нашим юродством, нашей немощью, в которой открылась сила Божия (2 Кор. 12, 9).

113

 

 

Церковь призвана продолжать дело Спасителя и Господа нашего. И она продолжает его, совершая таинство Святой Евхаристии, когда каждый человек становится соучастником и Тайной Вечери, и Креста, и Воскресения Спасителя. Она продолжает учение Спасителя своим словом, которое имеет силу не потому, что облечено в некую удачную с человеческой точки зрения форму (ибо формы бывают разные), а именно потому, что основано на слове Божием, которое никогда не теряет своей силы и остроты, подобно мечу обоюдоострому разделяя человеческое естество (Евр. 4,12).

Все это мы должны хорошо помнить, в том числе и в нашей практической церковной жизни. Помнить, что человек спасается не своими силами, не потому, что делает добрые дела, — ведь одновременно с добрыми он совершает и злые поступки, а иногда добрые дела перечеркиваются горделивой мыслью, превозношением над другими, осуждением. Человек спасается благодатью Божией, дарованной нам через Крест Христов. Но для того чтобы принять эту благодать, усвоить ее, мы должны открывать свое сердце навстречу Господу, должны творить добрые дела. Для того чтобы слово Божие, несущее в себе спасительную силу, достигло сознания человека, особенно современного человека, мы, проповедники слова Божия, обязаны работать над собой денно и нощно — над воспитанием своего ума, воли, чувств, над укреплением веры и благочестия. И тогда, соединяя свой личный опыт со словом Божиим, мы будем способны убеждать словами человеческими, несущими силу слова Божия, вверенные нам души.

Замечательные слова мы находим у святого Иоанна Златоустого, память которого мы отмечаем сегодня. Одна-единственная фраза, которая открывает величайший смысл Креста: «Крест — наша свобода»1. Сегодня эти слова должны быть начертаны на наших знаменах. В то время, когда человек устремляется к свободе, понимая под ней раскрепощение своих инстинктов, возможность творить все, что он желает, — невзирая на закон Божий, разрушая тем самым свою жизнь, свою личность, разрушая жизнь окружающего мира, нанося

1 Иоанн Златоуст, свт. Слово о непостыдном исповедании честного креста и с том, как Христос спас нас через него, и как нам в нем следует полагать славу свою; о добродетели, о том, как (Господь) хочет нашего спасения, и о милостыне.

114

 

 

неповторимый ущерб Богом данной природе и человеческому обществу, — мы должны повторять слова «Крест — наша свобода», потому что через Крест Христов мы освободились от рабства греху, мы стали свободными от тяготения над нами силы диавольской. Господь освободил нас — в том смысле, что дал возможность, сопрягая Его Божественную благодать со своими усилиями, освобождать душу от всякого греха. И только это есть подлинная свобода, которая ведет человека к счастью, благополучию, миру, радости, любви, к созиданию семей, укреплению общественных отношений, благоденствию государств, спасению всего человеческого рода.

Но если мир в погоне за ложной свободой, раскрепощающей грех, откажется принимать эти слова святителя, то род человеческий ждет страшное время, ибо жизнь несовместима с грехом, с грехом несовместимо счастье. Счастье совместимо со свободой, о которой так горячо и сильно сказал Златоустый Иоанн. Его молитвами — великого угодника Божиего, учителя и отца Церкви, память которого ныне творим, — да поможет всем нам Господь уразуметь смысл Креста Христова для устроения нашей жизни, для определения нашего мировоззрения, для созидания основ спасительного отношения к окружающему миру, к окружающим нас людям. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»1. Аминь.

1 Пропарь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

115


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.